Странное влечение россиян к Серову

Фрагмент картины "Девочка с персиками". Фото: GLOBAL LOOK press/Russian Look
Россияне никак не насмотрятся на Серова. Ажиотаж вокруг выставки художника заставил организаторов еще раз продлить время ее работы – теперь на неделю. Экспозиция уже отметилась и в хронике происшествий – многочасовым стоянием посетителей на морозе, помощью МЧС и выбитой дверью галереи. Что же так привлекает народ в работах "Пушкина русской живописи", как теперь называют Валентина Серова в соцсетях?
О м
осковских очередях за "глотком высокого искусства" пишут и западные СМИ. Интерес неслучаен: приуроченная к 150-летию Серова ретроспектива его работ стала самой посещаемой выставкой в истории страны, включая советский период. На ней уже побывали более 450 тысяч человек. И очередь к "Девочке с персиками" не сокращается. В Москве морозно, люди стоят по несколько часов. Спасателям МЧС пришлось развернуть на Крымском валу палатку для обогрева и полевые кухни. Всех желающих поят горячим чаем и кормят солдатской гречневой кашей. "Феномен Серова" уже стал предметом живого обсуждения. Что заставляет людей выстаивать часами на морозе ради полуторачасовой прогулки по залам галереи, когда вокруг так много других, более доступных развлечений? Особо "продвинутые" пользователи соцсетей поспешили обвинить россиян в "ностальгии по имперскому прошлому", эту версию стала активно тиражировать склонная к критике часть аудитории. Хотя на чем основано такое предположение – не очень понятно. Да, писал Серов портреты Александра III и Николая II. Но это лишь малая часть представленной коллекции, другим живописцам самодержцы позировали гораздо чаще. Большее доверие вызывают комментарии посетителей выставки, которые после порции критики в адрес организаторов делятся впечатлениями от экскурсии. На Серова идут вовсе не потому, что это "модно", говорится в одном из них, приведенном на сайте "Радио Свобода*": "Войдя на выставку, с замиранием сердца видишь светлый мир той России, где мужика-косаря не считали быдлом, а считали кормильцем. Где лица отроков прекрасны, независимо от того, царские ли то отпрыски, или дети лавочника. Где для Ея Императорского Величества не раздвигают толпу гвардейцами и ограждением, а она просто стоит в церкви рядом с нищими и раздает им милостыню. Где никто не посмел бы сказать, что унитаз со вставленным в него цветком – это такое же искусство, как и маленький портрет печальной Зинаиды Юсуповой". Люди просто любят живопись, отвечает другая посетительница на обвинения в "имперских амбициях". И призывает смотреть на портреты Романовых просто как на портреты обычных людей – какими их и рисовал Серов. Психологизм потрясающий, считает почитательница таланта художника. Напомним, масштабная выставка произведений Валентина Серова проводится в Москве впервые за последние 25 лет. На ней представлены более 100 живописных произведений, около 150 произведений графики, документы, письма и фотографии. Среди работ – не только известные "Девочка с персиками" и "Портрет Иды Рубинштейн", но и не выставлявшиеся для широкой российской публики портрет императора Александра III, занавес для балета "Шехерезада" из собрания Ростроповича и Вишневской. Ну а что посетители дверь сломали... Так тут вопросы, скорее, к организаторам. Хотя и их можно понять. Ну не ожидали они, что январские морозы, приправленные кризисом, всколыхнут в душах россиян такую тягу к прекрасному. Правда, можно было вспомнить о предыдущем опыте. До сегодняшнего дня рекорд посещаемости в Третьяковке принадлежал выставке Исаака Левитана. На его гениальные пейзажи пришли посмотреть около 292 тысяч человек.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

ДНИ в Telegram