1. За поддержку сексуальных меньшинств. Судя по решениям, которые выносит Американская киноакадемия в последние годы, главное, чем руководствуются члены жюри "Оскара", – это толерантность, прежде всего в области сексуальных пристрастий. Если на награду номинирован фильм о геях или лесбиянках, статуэтка ему практически гарантирована. Стоит вспомнить хотя бы "Оскар" Шона Пенна за биографическую драму "Харви Милк" (2008) об американском политике и первом открытом гее, избранном на государственный пост, или Джареда Лето за трагическую роль трансвестита в "Далласском клубе покупателей" (2013). Награждали и Кристофера Пламмера, сыгравшего в фильме "Начинающие" (2010) 75-летнего гомосексуалиста Хэла, умирающего от рака. Да что далеко ходить, в прошлом году "Оскар" получил сценарий "Игры в имитацию" (2014) о жизни гениального математика-гомосексуалиста Алана Тьюринга.
2. За отражение темы социальной дискриминации – гендерной, расовой или национальной. Американская академия всегда была предельно политкорректной, последнее этому подтверждение – сразу три "Оскара" "12 лет рабства" (2013) о нелегкой жизни негров в Америке XIX века. Была и награда у Октавии Спенсер за роль в картине "Прислуга" (2011) о притеснении чернокожих, и "Оскар" Халле Берри, сыгравшей несчастную мать-афроамериканку в "Бале монстров" (2001), и "золотой рыцарь" Кэтрин Бигелоу – первой женщины, названной киноакадемией лучшим режиссером за последние восемь десятилетий. Вручали восемь "Оскаров" "Миллионеру из трущоб" (2008) о выросшем в нищете необразованном индийском мальчике, выигрывающем миллион в телеигре, два "Оскара" и у фильма "Сокровище" (2009) о тучной неграмотной негритянке с ребенком, страдающим синдромом Дауна, и второй раз беременной от отца-насильника, больного СПИДом. Именно поэтому в этом году Американская академия вряд ли обойдет вниманием венгерскую драму о холокосте "Сын Саула".
3. За патриотизм. Не стоит забывать и о том, что члены Американской академии – в большинстве своем пожилые консерваторы, неизменные патриоты и приверженцы базовых американских ценностей, испытывающие слабость к кино о великих США. Вспомним проамериканскую "Операцию "Арго" (2012) о спасении вашингтонских дипломатов из иранского плена, или истинно голливудского "Артиста" (2011) о звезде немого кино, или "Повелителя бури" (2008) о буднях американских саперов в Ираке, обошедшего самый кассовый фильм в истории – "Аватар".
4. За нестандартную внешность и малоизвестность. Лауреаты последних лет позволяют полагать, что американские киноакадемики питают слабость к молодым и талантливым дебютантам, чья внешность мало соответствует признанным стандартам красоты. Вспомним хотя бы прошлогодний триумф далеко не кумира девочек Эдди Редмэйна, особо не мелькавшего в кино, но с легкостью выигравшего "Оскар" за главную работу в фильме "Вселенная Стивена Хокинга". И даже Бенедикт Камбербэтч, мастерски исполнивший роль гея-математика Алана Тьюринга в "Игре в имитацию", не стал ему помехой – так академиков поразило телесное превращение ученого в исполнении Редмэйна. В этом году он демонстрирует еще одно превращение, на этот раз – из мужчины в женщину в фильме "Девушка из Дании", выступая чуть ли не единственным конкурентом Леонардо Ди Каприо. Казалось бы, все звезды сошлись на небосклоне Эдди, и, если бы в номинации на лучшего актера не было Лео, несомненно, академики вошли бы в одну реку дважды: такое в истории "Оскара" было не раз.
А два года назад "Оскар" неожиданно получила молодая афроамериканка Лупита Нионго, всего второй раз появившаяся на киноэкране – в фильме "12 лет рабства". Еще один яркий пример молодых, ранних и нестандартных любимчиков киноакадемии – Дженнифер Лоуренс, в 22 года четыре раза номинировавшаяся на "Оскар" и наконец получившая заветную статуэтку за роль в картине "Мой парень – псих" (2012). И хотя критики называли эту ее работу слабой, академики решили дать ей "Оскар" – конкурентов у актрисы тогда особенно не было. Возможно, авансом, но точно не зря: сегодня она – одна из самых талантливых молодых актрис. Именно любовью "Оскара" к нестандарту, кстати, иногда объясняют отсутствие главной кинонаграды у того же Ди Каприо – больно красив, как и Брэд Питт или, например, Джонни Депп.
5. За массовое кино. Прошлогодний триумф "Бердмэна" Алехандро Гонсалеса Иньярриту стал, пожалуй, единственным исключением из правила, согласно которому авторскому кино не дают "Оскар". Яркий пример – Ларс фон Триер. Его обожают в Каннах, но упорно не любят за океаном, хотя он считается одним из лучших кинорежиссеров современности. Ни одного "Оскара" нет у "титана артхауса" Джима Джармуша, обошла вниманием Американская киноакадемия и нашего соотечественника Андрея Тарковского, и живого классика авторского кино Франсуа Озона. Зато посмотрим на лауреатов последних лет: "Гладиатор" в 2001 году, "Чикаго" в 2003-м, "Властелин колец: Возвращение короля" в 2004-м, "Малышка на миллион" в 2005-м, "Отступники" в 2007-м, "Миллионер из трущоб" в 2009-м, "Король говорит!" в 2011-м, "Артист" в 2012-м, "Операция "Арго" в 2013-м и "12 лет рабства" в 2014-м – в последние пять академия была особенно последовательна и предсказуема в любви к массовому кино. В этом году она изменила лишь своему любимчику и создателю бешено популярных фильмов Квентину Тарантино. И хотя Тарантино в прошлом году снял свой лучший фильм за последние десять лет – "Омерзительную восьмерку", он пролетел мимо всех номинаций, академики отметили только роль второго плана актрисы Дженнифер Джейсон Ли. Зато награду за лучший фильм наверняка унесет "Марсианин" – тема освоения Красной планеты популярна как никогда, а героизм американского астронавта в фильме просто беспределен, да и режиссера "Выжившего" Иньярриту награждали в прошлом году.