Глава РАО предостерег от хаоса

Фото: GLOBAL LOOK press
В последние несколько дней пристальное внимание государственных органов, общества и экспертного сообщества приковано к обсуждению ряда инициатив и поручений в сфере управления авторскими и смежными правами. Так, в начале недели Минкомсвязи заявило, что действующая система управления авторскими правами является несовершенной.

Однако другой системы, кроме как перехода к запутанным, хотя и прямым договорам авторов с вещателями, министерство не предлагает. Эксперты отрасли и сами создатели контента, уверены, что отказ от действующей схемы работы вернет регулирование в сфере интеллектуальной деятельности к хаосу 90-х.

В министерстве уверены, что текущая модель "имеет ряд существенных недостатков, к которым можно отнести недостаточную прозрачность механизмов функционирования аккредитованных обществ по коллективному управлению, сбора и распределения вознаграждения между правообладателями, а также отсутствие у правообладателей возможности осуществления контроля за деятельностью аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами". Казалось бы, позиция обоснованная. Вот только экспертному сообществу и самим авторам она не подходит.

Наиболее полно ситуацию, которая может сложиться в результате реформы, описал гендиректор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов. "Полный переход к договорной системе, который предлагает Минкомсвязи, по сути, возвращает авторов к ситуации хаоса 1990-х годов, когда в стране действовали сотни авторских обществ, многие из которых находились под контролем криминалитета, – отметил он. – Бывали ситуации, когда такие организации просто "испарялись" вместе с деньгами авторов".

"Кроме того, если таких организаций будет много, это приведет к тарифному демпингу и к понижению гонораров авторов. Да и государственный контроль за большим количеством таких обществ будет затруднен", – подчеркнул гендиректор РАО. При этом Федотов отметил: "Мы понимаем причину столь пристального интереса в последние месяцы к деятельности РАО, очевидно, что он связан с организованной против общества заказной кампанией".

"На данный момент можно с уверенностью говорить о том, что за последние годы работы РАО доказало свою эффективность. Так, например, объемы сборов авторского вознаграждения увеличились почти в пять раз... Уже несколько лет РАО входит в число лидеров по объему сборов среди обществ стран Восточной Европы... РАО на регулярной основе проходит все необходимые проверки соответствующих органов, не имея при этом никаких нареканий и претензий к своей деятельности. Что немаловажно действующие члены РАО также не высказывают никаких недовольств в отношении прозрачности деятельности нашей организации", – цитирует Федотова сайт "Комсомольская правда".

В то же время Сергей Федотов подчеркнул, что РАО открыто к диалогу: "что же касается новых инициатив, когда и если, будет придуман и предложен еще более эффективный законный механизм для усовершенствования деятельности организаций, занимающихся коллективным управлением правами, то мы не только открыты для предложений, но и будем готовы принимать в этом самое активное участие". "Существующие сейчас общества по коллективному управлению правами не единственные, кто может подавать заявку на получение госаккредитации. Если есть желание, экспертиза и понимание рынка у других организаций, им никто не имеет права запретить участвовать в конкурентной борьбе за госаккредитацию", – заявил он.

Сами авторы работой РАО довольны. "У меня нет претензий к РАО с точки зрения выплаты авторских отчислений, – отметил, к примеру, джазовый пианист Даниил Крамер. – Я регулярно получаю гонорары, они не исчисляются десятками рублей и вполне соответствуют моим ожиданиям. Если какие-то авторы недовольны тем, сколько им платят, то им стоит обратиться в РАО". "Законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление: ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает. А переход только на договорное управление приведет к полному хаосу, как это было в 1990-е", – уверен Крамер.

На защиту существующего порядка встало и Министерство культуры. Оно "не поддерживает предложение Минкомсвязи об отмене коллективного бездоговорного управления авторскими правами", сообщил "Ведомостям" представитель пресс-службы Минкультуры. По его мнению, внедрение этой идеи негативно скажется на правообладателях, которые не смогут получать вознаграждение за свои произведения из-за невозможности самостоятельно проконтролировать их использование в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.).

Самим же вещателям (радиостанциям и ТВ) придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), к тому же каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. Особенно пострадают радиостанции: их репертуар будет строго ограничен произведениями, на которые имеются лицензионные договоры. "Я считаю, что идея Минсвязи – это принципиально неверная постановка вопроса, – уверен народный артист России, председатель секции джазовой музыки Союза московских композиторов, член правления Гильдии композиторов Союза кинематографистов России, член комиссии России по делам ЮНЕСКО, композитор, дирижер, пианист, автор-продюсер международных джазовых фестивалей Анатолий Кролл.

Коллективное управление, объясняет он, подразумевает наличие организации, которая объединяет наибольшее количество правообладателей и выполняет необходимую работу по их поручению. Такие организации существуют практически во всех цивилизованных странах и наиболее высокий и эффективный уровень развития подобной системы – это расширенное коллективное управление. В этом случае закон позволяет организации действовать от имени практически неограниченного круга правообладателей, за исключением тех случаев, когда кто-то из правообладателей по собственной инициативе отзовет свои права. И во многих странах мира такая система тоже есть. Не во всех, но есть.

"У нас в Гражданском кодексе упомянуты шесть видов аккредитации, где на основании расширенной лицензии подобная структура может действовать – по одной в каждой сфере. До введения в нашей стране подобной системы, авторские деньги вообще не собирались – ни кинематографистам, ни музыкантам. Они никогда не видели этих денег раньше. А если система себя оправдала, зачем чинить часы, которые ходят и показывают время?" – задается вопросом народный артист.

Консолидация структур в управлении столь сложным и сумбурным "хозяйством" по защите авторских прав была достигнута многими годами и труднейшим опытом, хотя и она может быть по жизни иногда в деталях скорректирована, но не должна ни в коем случае быть разрушена, уверен Анатолий Кролл. "Основная моя позиция, которую я хочу высказать – не забывать о древнейшей народной мудрости – "ломать – не строить!" А следовательно, не нужно менять проверенное – хорошее, на неизвестное и сомнительное – лучшее", – заключил он.

Инициативу не поддерживает и продюсер Иосиф Пригожин. "Я не вижу смысла в этом предложении. Общества по коллективному управлению правами созданы самими авторами. Тысячи правообладателей – членов РАО, РСП и ВОИС – регулярно получают вознаграждение, которое собрать самостоятельно просто невозможно", – считает он.

В свою очередь, управляющий партнер звукозаписывающей компании "Юнайтед мьюзик групп" Алексей Никитин напомнил, что на сегодняшний день доходы музыкантов от продаж музыки на CD и DVD приближаются к нулю, а более 90% музыки в интернете является пиратской". "В этой ситуации сбор отчислений через авторские общества дает нам возможность платить хотя бы какие-то роялти нашим артистам. Анализируя выплаты артистам, я вижу, что уровень отчислений со стороны таких обществ очень разный: одни песни приносят авторам десятки рублей в год, другие – десятки тысяч рублей", – подчеркнул представитель компании.

Так или иначе, но пока инициатива существует лишь на словах и сами поправки пока никак не задокументированы и не опубликованы, что ставит под сомнение качество процедуры общественного обсуждения инициативы, которое якобы сейчас проводятся авторами инициативы. Стоит отметит, что сам же законопроект пока не поступал и в Минэкономразвития, заявили в МЭР. Остается лишь надеяться, что "при рассмотрении его в рабочем порядке", как выражаются в министерстве, возобладает здравый смысл.

По данным газеты "Известия", вопросом повышения эффективности деятельности профильных обществ сейчас активно занимаются и в правительстве. Кабмину поручено к 15 сентября внести изменения в нормативные правовые акты, которые позволят создать в организациях по управлению правами наблюдательные советы. В них должны быть включены представители заинтересованных органов власти, организаций культуры и творческих союзов, а также пользователей и правообладателей. Организациям по управлению правами установят стандарты раскрытия информации, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности. Предусматривается также регулирование ценовых параметров основных видов их деятельности. Сами союзы и их дочерние организации должны будут проходить финансовый аудит.

Как заявил ТАСС Сергей Федотов, все существующие на данный момент организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами уже сейчас выполняют многие из тех требований, которые есть в поручении. При этом он отметил, что и недавно образованный Профсоюз деятелей культуры "Российское авторское общество", созданный в результате объединения трех аккредитованных государством организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, – Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), – создаст наблюдательный совет и, если это потребуется, пройдет повторные аккредитацию и финансовый аудит. "Мы считаем, что, безусловно, Профсоюз также должен проходить подобный аудит, – отметил он. – Выводы такого аудита должны представляться в государственный надзорный орган (как уже происходило в последние годы), и в наблюдательный совет организации".

Что же касается повторной госаккредитации, то, по мнению юристов– правоведов, она не требуется, "так как новая организация является правопреемником трех объединившихся обществ, и ей, соответственно, переходят все права и обязательства организаций, которые объединились". Это же, продолжил Федотов, касается и обязательств по обеспечению непрерывного сбора, распределения и выплаты авторских гонораров. "Но, если регулятор примет решение о необходимости получения новой аккредитации, мы, как профсоюз деятелей культуры, будем претендовать на ее получение в соответствии с законодательством", – добавил он.

Он констатировал, что новая организация "абсолютно уникальна – у нее нет аналогов нигде в мире, она, по сути, объединила всех деятелей культуры нашей страны, став одной из крупнейших общественных организаций в России в сфере культуры и приобретя тем самым особую общественную значимость". Федотов подчеркнул, что "еще в самом начале, задумываясь над созданием профсоюза, мы уже знали, что хотим создать наблюдательный совет, поэтому уставом новой организации такой орган предусмотрен". Федотов считает, что в совет "должны входить представители заинтересованных министерств и ведомств, представители творческих союзов и представители ассоциаций пользователей -организаций, использующих авторские произведения". Также Федотов убежден, что этот орган "станет эффективным инструментом, позволяющим наладить контакт между всеми заинтересованными сторонами, в том числе и контакт правообладателей с федеральными органами исполнительной власти".

Говоря о параметрах раскрытия информации, в том числе по финансовой – хозяйственной деятельности, которые предлагается установить, согласно поручению, Федотов отметил, что "все показатели, которые организациям необходимо раскрывать в соответствии с существующим законодательством, на данный момент, уже нами раскрываются. Это, естественно, будет касаться и профсоюза. В любом случае, мы всегда будем следовать в данном вопросе положениям закона".

Что касается регулирования ценовых параметров основных видов деятельности организаций, то, по словам гендиректора РАО, "на сегодняшний день совет каждого из обществ по результатам профильной аналитики устанавливает ставки за использование произведений пользователями, при этом в некоторых областях минимальные ставки определяет правительство". Федотов отметил, что для соблюдения баланса "между ожиданиями пользователей, среди которых телеканалы, радиостанции, концертные площадки и так далее, и устанавливаемыми ставками, мы считаем правильным включать в координационный совет представителей общества, представителей ассоциаций или объединений пользователей, а также представителей госорганов".

Шоу-бизнес в Telegram