Воевать – так с музыкой

Иосиф Кобзон. Фото: GLOBAL LOOK press
Украинский кризис вызвал обострение отношений между Россией и Западом, и неизбежно испортил политические, военные и экономические связи двух сторон. Однако в последнее время все чаще в орбиту этого противостояния втягиваются сферы, традиционно далекие от политики – например, спорт, культура или та же музыка.

Противостояние между Россией и Западом уже давно перешагнуло границы политики, и начало разъедать культурные связи. Очередным ярким примером тому служит вынужденный отказ известного трубача Артуро Сандовала и немецкой группы De Phazz от участия в джазовом фестивале Koktebel Jazz Party в Крыму. Основная причина отказа – давление как со стороны западных властей, так и со стороны Министерства культуры Украины, которое пригрозило музыкантам в случае участия в фестивале "на оккупированой территории" ответственностью в соответствии с законами Украины "О санкциях" и "О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите информационного пространства". Фактически Киев поставил ультиматум перед музыкантами, шантажируя их чуть ли не уголовным преследованием. Сегодня ты играешь джаз, а завтра отберешь Донбасс Впрочем, в данном случае Украина так яростно вставляет палки в колеса безобидного (и далекого от политики) фестиваля даже не потому, что он проходит в Крыму. Биться в истерике Министерство культуры Украины заставляет тот факт, что одним из организаторов Koktebel Jazz Party является глава МИА "Россия Сегодня", телеведущий Дмитрий Киселев. "Иностранные артисты, которые выступят на оккупированной территории в мероприятиях, организатором которых является одиозный российский телеведущий Дмитрий Киселев, против которого введены санкции Евросоюза, Канады, Швейцарии и Украины и, который поддерживает позицию президента Российской Федерации Путина по Крыму и военную агрессию на востоке нашей страны, тем самым выражают поддержку акта агрессии и нарушения территориальной целостности нашей страны", – говорится в официальном сообщении ведомства. Вот так мировые звезды джаза, которые просто ехали в очередной раз на фестиваль в Коктебель, оказались в один миг нарушителями границы, агрессорами и оккупантами. Можно предложить Министерству культуры Украины не останавливаться на полумерах, а сразу назначить участников фестиваля в Коктебеле виновными в гибели малайзийского Боинга на Донбассе. Политически мотивированные угрозы были выпущены точно в цель – одним из краеугольных камней западного менталитета является законопослушность. Вероятное нарушение закона напугало музыкантов, и некоторые из них, рассыпаясь в извинениях, отозвали свои заявки на участие в фестивале.
Киселев отреагировал на отказ мировых звезд с сожалением. "Музыканты – не политики. Понимаю, что и Артуро Сандовал, и группа De Phazz не принимали сами решения не ехать в Коктебель. Это решение приняли за них те, в чьих силах угрожать им и, образно говоря, выкрутить руки", – констатировал он. Телеведущий также напомнил, что фестиваль джаза в Коктебеле он основал в далеком 2003 году – то есть задолго до драматичных политических событий. С тех пор на нем побывали сотни музыкантов со всего мира, и даже в прошлом году в Коктебеле выступали выдающиеся музыканты из США и Латинской Америки, Западной Европы, Азии и стран СНГ. "Никогда – ни в украинский период, ни тогда, когда Крым по своей воле воссоединился с Россией, – мы не политизировали джаз. Нам просто хотелось создать радостное для людей, яркое международное культурное событие в одном из красивейших мест мира", – указал он. Музыкальная передовая Впрочем, случай с участниками джазового фестиваля в Коктебеле – далеко не первый и не единственный. Музыкальный фронт был открыт еще в прошлом году с Украины, которая начала массово запрещать въезд российских музыкантов за "пропутинскую" позицию. Российская сторона ответила точечными ограничениями особо одиозных команд с явными признаками русофобии – с прошлого года в нашу страну не приезжает "Океан Эльзы", были отменены и концерты белорусской команды "Ляпис Трубецкой". Настоящей обструкции на родине подверглась украинская певица Ани Лорак, которая отважилась дать несколько концертов в России после присоединения Крыма. Лорак решительно осудили поклонники на Украине, расценив гастроли как предательство интересов страны. Затем музыкальная передовая сместилась в Европу. Тут первой проявила инициативу Латвия, которая решила запретить въезд в страну трем известным российским певцам – Иосифу Кобзону, Валерии и Олега Газманова, – из-за их позиции по Крыму. Итог был печальным для страны – из Юрмалы уехали фестивали "Новая Волна" и КВН, которые ежегодно приносили миллионы лат прибыли от наплыва туристов. И вынужденная эмиграция в Латвию фестиваля KUBANA из Краснодарского края ситуацию не спасла. Из последних "информационно-музыкальных" выстрелов заметным стал демарш Мадонны, которая заявила, что больше не приедет в Россию. Правда, причиной отказа стала вовсе не ситуация на Украине (как поспешили приврать некоторые украинские информресурсы), а положение геев – которых, по мнению поп-дивы, в России чем-то притесняют.
Однако надо заметить, что в музыкальных войнах все-таки принимает участие абсолютное меньшинство музыкантов. Большая их часть придерживается мнения, что музыка – вне политики, и не вносит изменений в свой гастрольный график. На той же "КУБАНЕ" выступали Лев Лещенко, Ленинград и многие другие российские музыканты. В Россию же после приращения Крымом приезжали Morcheeba и Placebo, в конце августа выступят Armin van Buuren, Linkin Park и легендарная Metallica, в ноябре – Rammstein. Одним словом, слухи, распускаемые недоброжелателями о том, что мировые звезды в Россию "больше ни ногой", мягко говоря, преувеличены. А последнее заявление Мадонны отлично дезавуирует... концерт Элтона Джона, известного сэра и гея, который – в отличие от поп-дивы, – не испугался притеснений и дал концерт в Москве осенью прошлого года.

ДНИ в Telegram