18 июня в российский прокат выходит анимационный фильм "Головоломка", рассказывающий о том, что происходит в голове 11-летней американской школьницы Райли. Сценарист и режиссер мультфильма Пит Доктер, получивший "Оскар" за картину "Вверх", рассказал Дням.Ру о том, почему он решил очеловечить эмоции и что прячется в его собственной голове.
Ваша "Головоломка" получилась очень глубокой и психологичной, с серьезной научной базой. Вы консультировались по каким-то вопросам с психологами или нейрофизиологами или работали самостоятельно? Наука нам, конечно, помогла, но должен сказать, что, по большому счету, это все-таки история не о науке, а о том, как уходит детство. Конечно, мы обращались за помощью к ученым, спрашивали их, сколько существует эмоций, какие из них основные, где они появляются, за что конкретно отвечают, как работает память, как в принципе устроены те процессы, что происходят у нас в голове. Но прежде всего мы хотели рассказать историю взросления, а не снимать научный фильм, и это главное.
Как Вам пришла в голову идея Головоломки? Толчком послужили мои наблюдения за собственной дочерью, за тем, как она из озорного малыша превратилась в спокойного и сдержанного подростка. И я стал задавать себе вопрос, что происходит в ее голове, с чем связан такой переход, такие изменения. Параллельно у меня в голове рождались сотни идей, связанных с новым применением возможностей анимации. И я просто попытался связать эти два процесса воедино. Конечно, моя идея не нова, уже были фильмы, где главными героями были клетки крови, контролировавшие сердцебиение, и поэтому такое метафорическое представление процессов, происходящих в нашем организме, это не новость. Но мы хотели изобразить не мозг, который имеет физическое воплощение, а именно те процессы, что в нем происходит, то, что называется разум, нечто непостижимое.
У главной героини "Головоломки" Райли в голове всем заправляет радость, а у Вас какая эмоция на первом месте?
Мне хотелось бы сказать, что радость, но чаще всего это страх.
Чего же Вы боитесь? Много чего. Я часто испытываю неуверенность и страх по поводу того, все ли я делаю верно, делаю ли я то, чего от меня ожидают другие. Страх был и при производстве "Головоломки", для меня эта работа была очень трудной и необычной, потому что мы решили изобразить эмоции. У них нет прототипов в реальной жизни, как, например, они есть у людей, автомобилей, роботов. Эмоции абстрактны, поэтому я все время переживал, как их нарисовать. И страх был одной из основных эмоций при работе над фильмом.
А теперь Вы, наверное, переживаете за то, как встретят "Головоломку" зрители. Как думаете, что скажут? Мне сложно представить, и я правда переживаю. Немного успокаивает то, что мы только что представили фильм в Каннах. Там очень непростая аудитория, и если ей что-то не нравится, она это непременно покажет. Но нас встретили с восторгом, хлопали минут восемь, и это дает нам основание для оптимизма. Ну и рецензии критиков – все, что я видел, положительные, поэтому, я надеюсь, с прокатом все тоже будет в порядке. Вообще, главная задача, которую мы себе ставили – это сделать веселый фильм, чтобы люди получали удовольствие при его просмотре. Мы хотели показать что-то, чего люди никогда не видели, но с чем они хорошо знакомы, а еще дать им толчок к каким-то дальнейшим размышлениям. Мы хотели, чтобы люди задумались, о том, что ими движет, и, возможно, начали более позитивно относиться к тому, что происходит с ними каждый день.