Идет война – до песен ли? Но именно музыка спасала в страшное время, помогала выжить, выстоять и победить. Это песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде, песни, благодаря которым никто не забыт и ничто не забыто. Дни.Ру предлагают вспомнить самые известные композиции, популярные во время Великой Отечественной войны, и еще раз отдать дань уважения героям.
"Священная война" (слова Василия Лебедева-Кумача, музыка Александра Александрова)
Эта песня была написана в самом начале войны – уже 24 июня 1941 года стихи поэта Лебедева-Кумача были опубликованы в "Известиях" и "Красной Звезде". Сразу же появилась музыка композитора Александрова – печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали в тетради. Еще день был отведен на репетицию, и уже 26 июня на Белорусском вокзале одна из не выехавших еще на фронт групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. Однако впервые на всю страну "Священная война", известная еще и как "Вставай, страна огромная", прозвучала только в октябре 41-го года, когда вермахт захватил Калугу, Ржев и Калинин, и стало ясно, что быстрой победы не будет, и огромную страну все-таки ждет "смертный бой". С 15 октября "Священная война" стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлевских курантов.
"Журавли" (слова Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, музыка Яна Френкеля)
Эта полная трагической лирики песня, посвященная солдатам, погибшим во время военных действий, знакома всем и считается одной из лучших песен о Великой Отечественной, несмотря на то, что была впервые исполнена лишь в 1969 году. Именно тогда ее первому и неповторимому исполнителю Марку Бернесу попалось на глаза стихотворение Расула Гамзатова "Журавли", опубликованное в журнале "Новый мир". Смертельно больному певцу настолько понравились стихи, что он сразу же позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню, а затем, немного изменив текст Гамзатова, обратился к Яну Френкелю с просьбой сочинить музыку. По словам композитора, эта работа давалась ему тяжело, но как только он написал всем известную мелодию, то сразу же позвонил Бернесу. "Он сразу же приехал, послушал песню и… расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-либо нравилось", – вспоминал Френкель. Певец записывал "Журавлей", когда уже с трудом передвигался. И эта работа стала последней в его жизни – через месяц Бернес скончался, а журавли с тех пор стали символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну.
"Прощание славянки" (слова Владимира Лазарева, музыка Василия Агапкина)
Этот марш был написан еще в 1912 году штаб-трубачом Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны. Однако до середины прошлого века "Прощание славянки" не пользовалось особенной популярностью, и лишь после выхода на экраны знаменитого фильма "Летят журавли", где звучит эта музыка, она стал национальным достоянием и до сих является национальным маршем, символизирующим проводы на военную службу. На мелодию Агапкина писали стихи многие поэты, однако самым популярным стал вариант Владимира Лазарева.
"Синий платочек" (слова Яков Галицкий, музыка – Ежи Петербургский)
У этой поистине народной песни первой на свет появилась музыка, причем за несколько лет до войны. Ее написал в 1940 году польский музыкант Ежи Петербургский. Случайно скромный вальс услышал поэт Яков Галицкий, написавший к нему стихи. Вскоре непритязательная лирическая песенка стала настоящим шлягером. Но началась война, и текст композиции постоянно менялся. Однако самым популярным стал вариант Галицкого в редакции Михаила Максимова. Именно его в 1942 году исполнила молодая певица Клавдия Шульженко, которая вместе с Владимиром Коралли и созданным ими джаз-оркестром давала концерты на фронте. Задушевное исполнение Шульженко доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив. Она стала символом живого слова, да и просто жизни. Еще во время войны она была записана – считается, что именно с записи "Синего платочка" в 1942 году было возобновлено производство грампластинок, прерванное войной. В том же году на экраны страны вышел фильм "Концерт фронту", в съемках которого приняла участие и Клавдия Шульженко, исполнявшая "Синий платочек". Но даже через много лет после войны певица не снимала ее с репертуара, а образ самой Шульженко с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.
"Смуглянка" (слова Якова Шведова, музыка Анатолия Новикова)
Эта песня была частью сюиты, написанной композитором Новиковым и поэтом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен гражданской войны. Однако в довоенные годы песня так и не исполнялась: клавир был потерян, у авторов остались только черновики. Новиков вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. Впервые ансамбль спел песню в 1944 году. Концерт транслировался по радио, и "Смуглянку" услышали миллионы людей. Ее подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную. После войны песня "Смуглянка" в разных обработках входила в репертуар таких известных исполнителей, как Иосиф Кобзон, София Ротару, Надежда Чепрага и многие другие. Звучала "Смуглянка" и в кинофильме "В бой идут одни "старики" 1973 года, а также в четвертой части киноэпопеи "Солдаты свободы" 1977 года.