26 февраля в российский прокат выходит биографическая драма о знаменитом физике-инвалиде "Вселенная Стивена Хокинга", получившая "Оскара" за лучшую мужскую роль. Жизнь гения показана глазами его жены, что неизбежно вызывает жалость и, конечно, восхищение.
Биографическую ленту о великом астрофизике Стивене Хокинге некоторые кинокритики смело называли одним из фаворитов "Оскара" и прочили ей победу в номинации "Лучший фильм". Однако, на наш взгляд, особых предпосылок для этого нет: в сюжете никакой конъюнктуры, феминисток или ущемления прав сексуальных меньшинств.
Это просто хороший байопик, весьма похожий на историю Джона Нэша в "Играх разума" или Алана Тьюринга в
"Игре в имитацию". Поэтому решение киноакадемиков отметить лишь игру Эдди Редмэйна вполне обоснованно.
В целом работа оскароносного режиссера Джеймса Марша "Вселенная Стивена Хокинга" весьма и весьма неплоха. Да, местами она затянута и скучна даже для биографического кино. Но,
возможно, именно такой и должна быть история Хокинга – совсем не претендующей на массовость, большую кассу, не ставящей своей целью развлечь зрителя, а скорее рассказать историю, задуматься и местами всплакнуть. Картина основана на мемуарах Джейн Хокинг "Путешествие в бесконечность: моя жизнь со Стивеном", поэтому стоит быть готовым увидеть все
с точки зрения женщины, решившейся выйти замуж за гения, теряющего способность не только двигаться, но и радоваться жизни. С одной стороны, это рождает необычную идею для фильма – рассказать не столько о том, чего и как добился Хокинг, через что ему пришлось пройти, сколько о непосильной ноше Джейн, без которой, возможно, профессор не снискал таких лавров.
Но в то же время
женский взгляд на историю непрерывно провоцирует у зрителя типичную для представительниц слабого пола жалость, что, согласитесь, весьма обидно для масштаба личности Хокинга. Да и о моральном облике ученого, с легкостью расстающегося с преданной женой ради потакающей прихотям сиделки, складывается весьма нелестное мнение. Такая двойственность сценария неизбежно делит зрителей на восхищенных подачей и возмущенных презрением к заслугам. Мы бы примкнули к первым, если бы не игра Фелисити Джонс. Она неплоха, но не впечатляет, в отличие от работы ее партнера Эдди Редмэйна, удостоившегося звания лучшего актера в этом году.
Регресс Хокинга от амбициозного, пусть и застенчивого студента к прикованному к инвалидной коляске гению, страдающему от собственной беспомощности, в исполнении Редмэйна выглядит очень убедительно. Правда, для этого актеру пришлось выложиться на все 100% – он не только занимался с хореографом и логопедом, но даже копировал движение бровей Хокинга, который, как уверяла его жена в мемуарах, были весьма выразительны. И результат, безусловно, получился впечатляющий, прежде всего – с точки зрения эмоциональной. Улыбаясь одними глазами,
Редмэйн-Хокинг вызывает такую бурю чувств у зрителя, что сразу хочется сказать: "Верю". Да и сам физик написал по поводу награды актера: "Хорошая работа, Эдди, горжусь тобой". А это дорогого стоит. Сценарий, если не спорить об идее, весьма неплох, но местами провисает, особенно во второй четверти фильма. В целом
"Вселенная Стивена Хокинга" – это хорошая ода преодолению и важности поддержки близких с элементами научпопа. Поэтому идти в кино на "Вселенную" стоит обязательно и прихватив с собой детей. Пусть она не передает всего масштаба личности гениального ученого, зато рассказывает о его работах намного лучше "Википедии", а еще повествует о любви и силе духа, за что
редакция Дней.Ру дает фильму семь баллов из десяти.