Пять итогов Берлинале

Фото: GLOBAL LOOK press
В столице Германии завершился Берлинский международный кинофестиваль, который проводится с 1951 года. Зрители совершили стремительное путешествие вокруг планеты за 11 дней. Итоги конкурса свидетельствуют, что европейское кино остается в фаворе критиков, в отличие от пропитанных коммерцией голливудских лент. Однако мощные авторские работы появляются и там, где, кажется, они вовсе не могут родиться.

Забота о диссидентах

Тема политкорректности и политическая ангажированность всегда отличали немецкий фестиваль, что подтвердилось и в этом году. Главную награду – "Золотого медведя" – вручили иранскому режиссеру, представителю тегеранской "новой волны", автору фильма "Такси" Джафару Панахи.

Участник ирано-иракской войны, лауреат Каннского, Локарнского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей в 2010 году был арестован и осужден за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста против итогов выборов. Панахи запретили снимать кино, а также выезжать из Ирана в течение 20 лет, однако он продолжает работать над фильмами. Статуэтку в Берлине вместо режиссера получила его племянница Нана, сыгравшая в "Такси" одну из ролей.

Натиск на восток

По традиции жюри Берлинале не смотрит на Голливуд и активно оценивает работы с кинематографической периферии. Этот год не стал исключением: наградами были отмечены авторские фильмы восточноевропейских режиссеров. Приз за лучшую режиссуру разделили Раду Джуд из Румынии за картину "Аферим!" и польский режиссер Малгожата Шумовская за фильм "Тело".

Год назад короткометражка Джуда "Он может пройти сквозь стену" в параллельной программе Каннского кинофестиваля получила "особый отзыв", но никакими премиями отмечена не была. Для Шумовской эта награда стала уже третьей на Берлинале: в 2013 году она получила приз Teddy за лучший художественный фильм и приз газеты Siegessäule за картину "Во имя…", но "Серебряный медведь" настиг режиссера только сейчас.

Русский взгляд

Лестно осознавать, что российские кинематографисты держат высокую планку. Евгений Привин и Сергей Михальчук, работавшие над созданием фильма Алексея Германа – младшего "Под электрическими облаками", получили награду Берлинского кинофестиваля за лучшую операторскую работу, притом что кинокритики холодно приняли новую ленту знаменитого российского режиссера. Но стоит отдать должное, медитативная и художественно выверенная "картинка" производит мощное впечатление и не оставляет равнодушным.

Гармония тандема

Любопытно, что обе награды за лучшие роли – мужскую и женскую – достались одному актерскому коллективу: Тому Кортни и Шарлотте Рэмплинг, которые сыграли пожилую пару в фильме "45 лет" режиссера Эндрю Хэйя.

Оттенки краха

На Берлинале в этом году презентовали эротический фильм "50 оттенков серого", о котором грезили проклинающие скучные будни офисные работницы, окруженные кошками разведенные бизнесвумен и обделенные мужским вниманием студентки гуманитарных факультетов. Ажиотаж вокруг ленты сдулся так же быстро, как и возник этот мыльный пузырь: в конкурсную программу лента не попала, а зрители не дотерпели до титров и покинули зал во время показа.

Шоу-бизнес в Telegram