"Девственность не считалась сокровищем, которое следует тщательно беречь, позволяя сорвать сей драгоценный цветок исключительно законному супругу"Правила правилами, но нарушителей хватало. Чужая жена всегда соблазнительнее собственной. А уж забавы бар с крепостными красавицами вошли в обычай. "Право первой ночи" (лат. jus primae noctis), в отличие от европейских стран, в России не было освящено законом, но это не мешало помещикам при желании шалить с крестьянками. Русская литература привела много свидетельств "блуда" или, скажем иначе, свободной любви. И "солнце русской поэзии", Александр Сергеевич, писал пикантные строки на эротическую тему, а Иван Барков вообще в выражениях не стеснялся, воспевая "орудие труда" и сам сладострастный процесс. Однако принято было делать вид, что происходящее на простынях действие неприличное, а получать физическую радость от интимных связей могут лишь непотребные женщины. Порядочные же дамы, стиснув зубы, терпят. Или же "делят пламень поневоле", как писал тот же Пушкин, сравнивая бурную реакцию извивающейся в пароксизме страсти "вакханки молодой" со сдержанным поведением скромницы-смиренницы. Эмансипация серебряного века На рубеже веков XIX и XX до страны потихоньку доползли западные прогрессивные веяния. Серебряный век русской поэзии ознаменовался не только яркими литературными всплесками, но и эмансипацией нравов. Свободная любовь была реабилитирована. Союзы в стиле l'amour de trois (Гиппиус-Мережковский-Философов; чуть позже – Лиля Брик-Осип Брик-Маяковский) перестали быть экзотическими. Однополые связи также получили право на существование. Стакан воды Октябрьский переворот 1917 года разрушил не только "весь мир насилья до основанья", но и представления о половых нормах. На заре советской власти возобладало мнение, что мужчину и женщину связывает лишь необходимость ублажения сексуального инстинкта, который удовлетворить так же просто, как выпить стакан воды. Любовь была объявлена буржуазным пережитком. Не все пламенные большевики и большевички разделяли это заблуждение. Клару Цеткин и Александру Коллонтай объявили авторами "теории стакана воды" совершенно незаслуженно. Дамы хоть были феминистками, но до идеи массовой половой разнузданности не додумались. Вообще-то о стакане воды впервые сказала Жорж Санд, но в контексте любви: как стакан воды, любовь должна была подаваться жаждущему ее, а вовсе не бездуховная "парная физкультура".
"На заре советской власти возобладало мнение, что мужчину и женщину связывает лишь необходимость ублажения сексуального инстинкта, который удовлетворить так же просто, как выпить стакан воды"В 20-е годы революционный порыв отбросившей "старомодные предрассудки" молодежи эволюционировал и до парадов московских нудистов – активистов общества "Долой стыд!". До 1936 года обнаженные натуристы время от времени фланировали
не только по московским, но и по харьковским и севастопольским улицам. Борьба за нравственность В 1936 году в "стране победившего социализма" началось закручивание гаек. И не только на сексуальном фронте. Запрет абортов с 1936 по 1955 год повлек за собой не рост нравственности, но массовую женскую смертность от криминальных операций. Во время войны распространился лозунг "война все спишет". Появилась новая разновидность дамы сердца: ППЖ – походно-полевая жена (вариант термина: ВПЖ – военно-полевая жена). В 1942 году Константин Симонов написал о такой девушке: "Спасибо той, что так легко, Не требуя, чтоб звали милой, Другую, ту, что далеко, Им торопливо заменила". И подвергся критике партии за "безнравственность". Ведь с 1935 года идеологический маятник качнулся в другую крайность: секс стал, как в средние века, занятием, не осуждаемым только в бесхитростном исполнении законных супругов. Облико морале В 1961 году был сочинен Моральный кодекс строителя коммунизма как часть Третьей Программы КПСС, предписывавший "нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни". Однако времена менялись. В семидесятые годы "загнивающий Запад" был охвачен сексуальной революцией. В Советский Союз ее отголоски проникали в виде полуподпольных магнитофонных записей, заглушаемых радиоголосов, самиздатовских книжек. Борьба с сексом продолжалась. Переводившиеся с иностранных языков книги выходили с купюрами "на самом интересном месте", в немногочисленных заграничных фильмах, допущенных на советские экраны, камера вовремя поворачивалась вверх.
"Переводившиеся с иностранных языков книги выходили с купюрами "на самом интересном месте"Первые скромные эротические сцены в отечественных фильмах стали просачиваться в гомеопатических дозах и вызвали фурор. В 1979 году дерзкий по тем временам момент мелькнул в фильме "Экипаж", а в 1988 советский народ потрясла откровенная сцена полового акта в фильме "Маленькая Вера". Апофеозом насаждаемого государством ханжества стала эта фраза: "В СССР секса нет", – сказанная в 1986 году одной из советских участниц телемоста между Ленинградом и Бостоном. Впрочем, сакраментальная реплика цитируется в сокращенном виде. Дама имела в виду, что сексуальные передачи отсутствуют на телевидении. И все-таки он есть Секс в нашей стране при всех правительствах, общественных строях и нравах был, есть и будет. Иначе все мы давно бы вымерли. Сегодня рухнули все оковы. Сексуальная цензура прекратила существование. Можно стало – все. От гей-парадов – до операций по смене пола, от порносайтов – до сайтов знакомств с видеочатами. И никакое "тлетворное влияние Запада" не страшно. У нас и без него – все как у людей.