Кого Рязанов сделал знаменитым

Людмила Гурченко, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. Фото: Дни.Ру
В ночь на 30 ноября стало известно о кончине, пожалуй, самого известного советского режиссера Эльдара Рязанова. Он снял меньше 30 фильмов, но практически каждый из них стал хитом, а многие артисты отечественного кинематографа прославились благодаря ему.

За годы работы в кино Эльдар Александрович дал путевку в жизнь не одной актрисе. Именно благодаря ему проснулась знаменитой Людмила Гурченко. Работа в "Карнавальной ночи" стала для 20-летней артистки второй, но Леночка Крылова в ее исполнении полюбилась зрителям сразу. "Вокзал для двоих" упрочил эту славу, и Гурченко навсегда осталась кумиром поколения.

Похожая история произошла в жизни Олега Басилашвили. Он снимался и до того, как попал на площадку к Рязанову, но Юра Самохвалов из "Служебного романа", Платон Рябинин из "Вокзала для двоих" и граф Мерзляев из фильма "О бедном гусаре замолвите слово" принесли Басилашвили славу всенародно любимого актера.

Рязанов зажег и звезду Ларисы Голубкиной – роль кавалерист-девицы в "Гусарской балладе" стала для нее дебютом в кино, оставшимся главным амплуа Голубкиной. Такая же судьба сложилась у Ларисы Гузеевой. Она проснулась знаменитой сразу после дебюта – роли Ларисы Огудаловой в "Жестоком романсе". И хотя критики весьма прохладно отозвались о работе Гузеевой в экранизации "Бесприданницы", ни одна из 60 работ актрисы не была такой успешной.

Юрий Яковлев пришел к Рязанову знаменитым – его с большим трудом уговорили сниматься в "Гусарской балладе", но в памяти зрителей он долго был поручиком Ржевским. Впрочем, в 1975 году, с выходом фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" этого персонажа потеснил другой – жених Нади Ипполит. Эту роль Яковлев не очень любил, однако для миллионов россиян он навсегда остался Ипполитом.

Звезда "Служебного романа" Алиса Фрейндлих попала к Рязанову на съемочную площадку не сразу. Она пробовалась на роль Шурочки Азаровой в "Гусарской балладе", играла блестяще, но, по мнению режиссера, была слишком женственной. Роль Алевтины в киноповести "Зигзаг удачи" и вовсе писалась для Фрейндлих, но работе помешала беременность актрисы. Должна была Алиса Бруновна стать и Надей в "Иронии судьбы", но снова возникли препятствия. Удачной стала лишь четвертая попытка – экранизация пьесы "Сослуживцы" "Служебный роман", подарившая советскому кино знаменитую Людмилу Прокофьевну. Дальше была Харита Игнатьевна Огудалова в "Жестоком романсе", признанная наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х.

Подлинно рязановской звездой стала Лия Ахеджакова. К ней признание пришло именно благодаря фильмам кинорежиссера. Верочка в "Служебном романе", Малаева в "Гараже", неподражаемая Лу-Лу в фильме "О бедном гусаре замолвите слово" и подруга Нади Таня в "Иронии судьбы, или С легким паром" – все эти роли сделали из Ахеджаковой легенду советского кино. Другая звезда этих фильмов – актер Андрей Мягков. Он ворвался в мир кино в 1965 году, но до сих пор из десятков его киноролей Женя Лукашин соперничает разве что с его же Новосельцевым.

Чтобы перечислить всех, кто прославился благодаря Эльдару Рязанову, не хватит пальцев на руках. Он обладал удивительным чутьем на талант, всегда очень четко понимал и чувствовал, какими должны быть его фильмы и кто в них должен играть. И ни разу не прогадал – практически каждая работа Рязанова стала шедевром отечественного кино, а сам он – его вечным мэтром.

ДНИ в Telegram