Дни.Ру продолжают еженедельную литературную колонку. Мы публикуем интервью с замечательным литературным критиком и прозаиком, лауреатом премий "Дебют" и "Триумф", автором повести "Салам тебе, Далгат!" и романа "Праздничная гора" Алисой Ганиевой.
Писатель рассказала о золотой жиле телесценаристики, вдохновляющем "Снобе" и поколении "писателей, а не читателей".
Кто вы по профессии? Что побудило вас заняться литературой? По профессии (той, что указана в дипломе) я – магистр литературного творчества. Веет каким-то "Гарри Поттером", поэтому я, кажется, нигде свою формальную специальность не указывала. Начала писать, потому что не могла не написать то, что написала. Когда получается не писать, с удовольствием не пишу.
Какие авторы сильнее всего повлияли на ваш литературный стиль? Кто повлиял на литературный стиль, – не знаю и не хочу анализировать, это все равно, что самой себе делать хирургическую операцию. Дотошные и любознательные книгочеи сами могут заняться поиском моих литературных пращуров. Но могу назвать писателей, которые при первом с ними знакомстве произвели во мне фурор, ажиотаж и нервное потрясение: это Зощенко, Льюис Кэрролл, Хармс, Джойс, Бабель, Кафка, Маркес, Стерн, Салман Рушди. Конечно, Толстой и Достоевский. Шекспир в классических переводах. Да и много кто другой, если начать вспоминать.
С какими издательствами и журналами вы предпочитаете сотрудничать и почему? Первым журналом, который меня принял сразу после дебюта в прозе, был "Сноб". Это умное, элитарное издание класса luxury, в котором мне нравилось все: и набор авторов, и художественная концепция, и писательские фотосессии, и несимволические гонорары. Сотрудничество с этим проектом оказалось очень вдохновляющим.
Уместно ли говорить о том, что в России сложился независимый издательский книжный рынок? Независимый от государства? Да. Но он весьма олигархичен. В том смысле, что есть лишь одна огромная монополия на всю страну и очень плохо или криво развитая система распространения и ценообразования. Пока книга из Москвы доходит до Магадана (если вообще доходит) ее стоимость достигает заоблачных пределов. С дистрибуцией у маленьких издательств еще хуже, но, к счастью, они существуют, они выживают, и среди них есть просто замечательные.
Может ли молодой российский писатель зарабатывать исключительно литературой? Популярные детективщицы, начинавшие свой бизнес в 90-е, авторы экранизируемых бестселлеров (вполне молодые) и прочие "массовики" – могут, но их можно перечислить по пальцам. Остальные вынуждены перебиваться редактурой, преподаванием, а то и совершенно далекой от литературы работой, ибо гонорары за книги – совершенно условны. В моем случае – размером со средненькую московскую зарплату. Есть еще телесценаристика и писание сериалов, – поистине золотая жила, но со множеством побочных эффектов.
Судя по данным Российской книжной палаты, количество публикуемых в России книг с каждым годом сокращается. Как вы думаете: россияне действительно стали меньше читать? У молодежи пропал интерес к литературе? Молодежь продолжает читать, но предпочитает скачивать книги с бесплатных веб-ресурсов. Впрочем, количество тех, кто хочет писать (и пишет плохо) гораздо больше, чем тех, кто хочет читать.
Не так давно в нашей стране приняли закон, обязывающий ставить возрастные
ограничения на книги. Следом последовал закон, запрещающий мат в театральных постановках. Как ты оцениваешь эти законодательные инициативы? Что это – проявление цензуры или попытка общества защититься от "аморальльщины"? Сама я в своих текстах мат никогда не использовала, хотя местами эффект экспрессивной обсценности у меня создается сам собой, другими языковыми средствами. А вот к инициативе отношусь отрицательно. Сразу после принятия закона я даже участвовала с группой московских коллег в протестной фотоинициативе литератора Юрия Угольникова. На сайте "Контрабанда" вывешен наш манифест по этому поводу и снимки, на которых мы позируем в наклейках "Содержит нецензурную брань". Расценивать вышеперечисленные законодательные нововведения можно либо как искреннее заблуждение и глупость, либо как предлог для закручивания гаек в условиях общего политпохолодания в стране.
Вы можете назвать самых талантливых, по вашему мнению, молодых российских писателей, которых непременно стоит прочитать? Посоветую обратить внимание на книгу "Чувство вины" и рассказы Александра Снегирева. А вообще интересных молодых прозаиков: Полина Клюкина, Наталья Ключарева, Василий Авченко, Ксения Букша и многие другие.
В Италии бытует традиция: первое место в списке самых продаваемых авторов всегда отдается Данте Алигьери и его "Божественной комедии". А если бы в России существовала такая традиция, то какая книга была бы достойна первого места? "Война и мир", пожалуй.
Что бы вы посоветовали начинающему писателю? Крепко подумать: а надо ли ему писать? А может ли мир прожить без его текстов? Писательское дело не приносит ни денег, ни особенной славы. Вероятность попасть в ряды вечно неудовлетворенных графоманов гораздо выше, чем вероятность оказаться по-настоящему талантливым писателем. Так что советую тысячу раз подумать. Но если уж совсем не можется, стоит активно читать, жить полной, любознательной и созидательной жизнью, интересоваться окружающим миром, в том числе, историей, политикой, математикой, биологией, языками, посещать творческие мастер-классы, работать с редакторами, пробовать и не сдаваться. И тогда, если повезет, что-то получится.
Присоединяйтесь к странице "Дни.Ру. Лайфстайл" в наших социальных сетях: "ВКонтакте" и Facebook. Последние новости культуры, интервью с писателями и музыкантами, туристическая рубрика, розыгрыши билетов на концерты и спектакли – все это здесь.