Мастер классической гитары

Артем Дервоед. Фото: PR-агентство "Заводной апельсин"
Один из лучших музыкантов мира Артем Дервоед о зарождающейся российской школе классической гитары, засилье "поп-классики", жизни и смерти инструмента, а также "музыкальном завещании" будущим поколениям.

В концертном зале имени Петра Ильича Чайковского 26 сентября пройдет мировая премьера, которая обещает стать уникальной сразу по нескольким причинам. Так, москвичи впервые услышат концерт для гитары с оркестром Никколо Паганини, созданный на основе Большой сонаты Ля-мажор известным британским композитором Стивеном Госсом. Кроме того, зрители услышат ожившую "скрипку Дьявола" – инструмент работы Карло Бергонци, принадлежавший Паганини, на котором знаменитый московский скрипач Иван Почекин исполнит второй скрипичный концерт Паганини. Наконец, Российский Национальный Оркестр под управлением Михаила Плетнева впервые выступит вместе с выдающимся российским гитаристом Артемом Дервоедом. В преддверии этого события Дни.Ру побеседовали с музыкантом и теперь рады вам представить интервью с гордостью отечественной классической гитары.

Артем, вы учились у выдающегося итальянского гитариста Оскара Гильи. Какой урок мастера стал для вас самым важным? Я учился у разных выдающихся гитаристов – как в нашей стране, так и за рубежом. А Оскар Гилья, ученик легендарного Андреса Сеговии (испанский гитарист, "отец" современной академической гитары – прим.), дал мне много важного. Но порой самые лучшие уроки я получал, когда мы не занимались музыкой, а просто беседовали, и он рассказывал поучительные жизненные истории. Мне кажется, если ученик достаточно смышлен, он будет учиться от всего, что видит вокруг, с чем сталкивается. А если встречаешь человека с колоссальным опытом, человека, у которого особое видение мира, – то это огромный ресурс, здесь можно почерпнуть знания.

А где бы вы посоветовали учиться молодым начинающим гитаристам – в России или за границей? Я считаю, что начинать учиться нужно там, где вы родились. А дальше дело не в самой стране, а в конкретном преподавателе. И сегодня в России, в Москве работают люди, у которых есть, чему учиться. Конечно, российская гитарная школа молода, она только зарождается, формируется, потому что мы долгое время были изолированы от всего остального гитарного мира. История классической гитары в Советской России долгое время была нажата на паузу. Теперь же у нас есть доступ к информации, мы можем поехать за границу, набраться опыта там. Но традиция исполнения классической музыки в России колоссальна. И, если мы совместим знания, которые заимствуем у западной традиции, с отечественным наследием, – это может дать потрясающие плоды.

У вас богатый репертуар: вы играете и классическую, и современную музыку. А какие композиции предпочитаете исполнять лично вы? Я думаю, лучше всего мне удается музыка более современная, XX и XXI веков. Тем не менее, я стараюсь разнообразить репертуар и владеть всеми стилями музыки, которые существуют для классической гитары. Сам же репертуар формируется от настроения или идеи. Порой хочется играть глубокую депрессивную музыку, большую форму, а иногда хочется исполнить что-то чистое, легкое, например, Скарлатти. Идеи тоже влияют. Вот есть хорошая идея с программой, посвященной Паганини, сейчас я планирую записать диск. Вокруг имени Паганини можно нанизать много других имен, других произведений, так или иначе связанных с великим итальянцем, навеянных его творчеством, образом.

В музыке есть понятие "поп-рок", "электропоп". А есть ли поп-классика для гитары? Конечно, есть, это так называемая популярная классика для классической гитары, например, "Воспоминания об Альгамбре" Франсиско Тарреги. Это красивая музыка, ее играли и будут играть, но я вот, к слову, никогда не исполнял это произведение.

А почему, не было желания? Был такой период, когда я не желал исполнять заигранный репертуар, ведь репертуар классической гитары не так беден, так зачем же намеренно его прибеднять? Это не говорит о том, что популярные мелодии плохи, просто мне не хочется исполнять то, что играют все, тот репертуар, который уже слышали миллион раз.

Несмотря на то, что репертуар у классической гитары широкий, вы, тем не менее, заказываете известным композиторам новые произведения. Почему? Это задел на будущее. Если сейчас никто не будет этого делать, то через 100 лет гитаристам будущего нечего будет играть. Это та работа, которая должна быть проделана каждым исполнителем, заботящимся о будущем инструмента. Если бы гитаристы, современники Чайковского, пришли к Петру Ильичу и сказали: "Маэстро, посмотрите, какой прекрасный инструмент! Напишите что-нибудь для него!", у нас была бы сейчас музыка для гитары великого Чайковского. Но никто по каким-то историческим причинам не сделал этого. А вот другой пример: Джулиан Брим, который пришел к Бенджамину Бриттену и вдохновил его написать музыку для гитары. Благодаря их знакомству, сотрудничеству у нас есть прекрасное пополнение репертуара. Это очень важная работа.

Вы держали в своих руках легендарные инструменты: гитары старше 100, 150 лет. Какие инструменты вам запомнились больше всего, на каких гитарах предпочитаете играть вы? Самое свежее впечатление – это мартовское выступление. Я играл на инструменте Антонио де Торреса, которого называют "Страдивари гитары". Инструмента такого масштаба я еще не держал: ей 150 лет, и звучала она хорошо, великолепно. Не могу сказать того же о многих других инструментах, которые попадали ко мне. Порой встречаются инструменты невероятного качества, которые звучат божественно, но иногда это просто гитара, пускай исторической важности, значимости, и то в силу возраста. Важна линия жизни: играли на гитаре, или нет, в каком состоянии она хранилась. Гитары часто умирают. Например, человек купил ее 100 лет назад и не трогал, она дошла до нас в идеальном состоянии, но звучать никогда не будет. Жизнь инструмента – это постоянное функционирование, постоянное звучание.

Вернемся к последним событиям. Что вы можете пообещать зрителям, которые придут на концерт 26 сентября? Я могу абсолютно точно пообещать, что они услышат концерт Паганини для гитары с оркестром, который создал из Большой сонаты Ля-мажор английский композитор Стивен Госс. А еще они услышат игру невероятного виртуоза Ивана Почекина, и скрипку кремонца Бергонци, принадлежавшую Паганини. Пожалуй, эта скрипка – самая важная "изюминка" вечера. Это может привлечь и того, кому неинтересно услышать гитару и оркестр. Конечно же, гитарный концерт Паганини – это нечто необычное, что тоже создает уникальность вечера. А еще ценность этого вечера в том, что классическая гитара впервые будет звучать вместе с таким выдающимся музыкантом, как Михаил Плетнев. Я всегда трепетно относился к его творчеству, я его большой поклонник и считаю одним из выдающихся ныне живущих музыкантов планеты. Такие концерты бывают раз в десятилетие, если не реже.

А какие у вас планы после концерта: чем вы собираетесь заняться? После выступления я вплотную займусь записью нового альбома, который должен выйти к концу декабря. И, конечно, гастроли, куда без них! Но основная задача – это новый альбом.

Шоу-бизнес в Telegram