"Макулатура". Фото: vk.com/makulaturabrat
Для рядового слушателя словосочетание "абстрактный хип-хоп" звучит как нонсенс. Российские музыканты привыкли копировать западных исполнителей, и это касается не только музыки, но и тем: наркотики, "серые бетонные коробки", "каменные джунгли" кочуют из песни в песню, что лишний раз подчеркивает бесталанность и поверхностность "гуру молодежи".
Однако направлению "абстрактный хип-хоп" стоит уделить особое внимание: это равнение на вечность, и базисом музыки здесь была, есть и остается классика мировой литературы. В каждой второй песне – отсылки к Достоевскому, Хлебникову или Маяковскому.
Редакция Дни.Ру решила рассказать читателям о самых талантливых музыкантах новой волны, которых с одинаковым успехом можно записать как в музыканты, так и в поэты.
"Ночные грузчики"
Тандем Михаил Енотов – Евгений Алехин оправданно считается основателем российского абстрактного хип-хопа. Студенты ВГИКа заложили основу стиля, на котором выросла нива похожих проектов, вдохновленных творчеством Камю и Сартра.
Взлет группы был стремительным, и после выхода альбомов "В два раза больше, в два раза больше любви" (2008 год) и "Танцуй и думай" (2007 год) этот коллектив стал широко известен в узком кругу утонченных ценителей российского хип-хопа.
Группа распалась так же быстро, как и появилась на музыкальном горизонте: пластинка "Критика чистого сердца" стала лебединой песней Алехина и Енотова, а песня "Лето 2010" – знаковой для поколения.
Группа
"Макулатура", созданная все тем же Алехиным и его кемеровским другом Константином Сперанским, быстро выросла из кожи абстрактного хип-хопа: сегодня их смело можно причислить к пост-року или даже панк-року. Живой музыкальный аккомпанемент сопровождается сложными литературными текстами, насыщенными отсылками к Маркесу, Бодлеру, Камю и другим классикам.
Альбом "Девять рассказов" стал поворотным в истории "Макулатуры", а метафоры из песен "Город Москва", "Газданов", "Альбатрос" ушли в народ и уже стали поговорками.
Принято считать, что хип-хоп – это исключительно удел мужчин. Однако девушка
Meanna из Нижнего Новгорода напрочь опровергает это утверждение. В отличие от коллег по музыкальному цеху, она обращается не только к социально-бытийным темами в своем творчестве, но и политическим проблемам.
Когда продюсеры с федеральных телеканалов заметили Meanna, только случай не позволил ей выйти на общероссийскую сцену и стяжать себе славу британской исполнительницы M.I.A.
"Он юн" – проект двух бывших участников петербургских маткор-групп Koriza и Never Trust Hippie, перешедших на темную сторону хип-хопа. В дискографии группы уже три альбома, причем последний – "Мой личный штат Чьяпас" – оправданно можно считать флагманским.
Музыканты не хотят ограничивать себя жанровыми или стилистическими рамками, а смелость и точность метафор может посоревноваться с выпадами Маяковского. Отказавшись от будничных тем, дуэт делает героями песен Давида Бурлюка, субкоманданте Маркоса и Николае Чаушеску. Последний альбом – это полноценная книга. Особого внимания заслуживают треки "Друг" и "Больше нет".
Проект
"iamempty" воронежца Максима Демаха родился как эхо "Ночных грузчиков", позаимствовав и тематику, и метафоры, о чем говорят и любимое Енотовым "Вино из одуванчиков", и тема "Взросления", "приватизированная" Алехиным. Как бы то ни было, бунт рано или поздно закончится, и тогда автору придется посмотреться в зеркало.
Однако последние синглы Демаха говорят о качественном развороте от копирования песен столпов нового русского экзистенциализма к собственному уникальному и неповторимому стилю.