Диалог поколений в Музее Москвы

Алина Сапрыкина. Фото: Музей Москвы
В Музее Москвы проходит одна из самых интересных, ярких и знаковых выставок года – "Советское детство". По случаю открытия экспозиции Дни.Ру побеседовали с директором Музея Москвы Алиной Сапрыкиной о новой миссии музея, молодом поколении посетителей и "диалоге поколений", который разворачивается в стенах музея.

Худрук электротеатра "Станиславский" Борис Юхананов сравнил театр с родильным домом, где человек может переродиться внутри себя. А какая миссия у музеев? Музей помогает лучше понять и при желании изменить свою жизнь, в нашем случае – жизнь в контексте города. Здесь речь идет и о становлении, и о перерождении, и о разрушении, и о многом другом – о личном и общем. Можно ли говорить, что музей – это только отражение действительности, или он – нечто большее? Сейчас роль музеев меняется. Например, одной своей выставкой мы рассказывали об усадьбах Новой Москвы: не просто показали, как они умирают и разрушаются, а вместе с партнерами разработали десять кейсов, бизнес-планов с расчетом, сметой и идеями, как возродить эти усадьбы. Это новая функция музея – не только показ и постановка вопросов, но поиск решений. Музей становится больше, чем музей, – местом коммуникации, площадкой для города и горожан, а также сообществ, идей. Здесь история пересекается с актуальностью, событийный ряд встречается, взаимодействует с реальной городской средой. Мы рассказываем о Москве уже не одним, а различными способами, создаем калейдоскоп историй и теорий о Москве. Вы возглавляете Музей Москвы уже больше года. Что Вы считаете своими главными достижениями? За последний год музей провел более 20 проектов, многие из которых были абсолютно новыми по своей сути и подходам, а также по масштабу: в результате Музей Москвы стал более заметной и значимой площадкой в городе. Появилось направление о современности, что привело к нам совершенно новую аудиторию, которая ранее не посещала музей. Были организованы крупные мероприятия в рамках городских событий – Ночь в музее, День города, а также фестивали, концерты, кинопоказы и ярмарки в течение всего лета во дворе, это тоже добавило музею какой-то энергии. Сейчас мы делаем ставку на событийность, и наш сегодняшний успех зависит от того, насколько интересно и качественно мы организуем каждый проект, каждую выставку, каждую лекцию, каждый детский праздник. Это требует массы сил и времени, определенного энтузиазма. Мне удалось сохранить старый коллектив музея, в то же время – привлечь новых молодых и талантливых людей, у нас формируется цельная и очень крутая команда. Кроме того, музей стал открытым для внешних идей: мы приглашаем к работе современных художников, архитекторов, кураторов, с нами сотрудничают молодые авторы – выпускники МАРХИ, Strelka, МАРШ.
Что в ближайших планах? Параллельно активной текущей деятельности готовится самое значительное, что будет в обновленном Музее Москвы, – новая постоянная экспозиция, которая целиком займет отдельный отреставрированный корпус, выходящий на Зубовский бульвар. Ее открытие запланировано к 2017 году, юбилею Москвы. Мы хотим, чтобы она была сделана по всем правилам экспонирования и по последнему слову музейных технологий. Изучаем примеры, которые есть по всему миру, перенимаем опыт, оцениваем находки, ведь все очень быстро меняется. Эта экспозиция будет посвящена истории Москвы, но как она будет рассказана – это самое главное, и это то, над чем сейчас работает музей. Работа ведется с привлечением внешних экспертов, профессионалов, а до этого мы провели несколько опросов горожан на тему, каким они хотели бы видеть музей своего города и выставку, рассказывающую о его истории. Как изменился сам Музей Москвы за последний год? Год назад во внутреннем дворе были парковка и автомойка, теперь это общественное пространство. Был создан Детский центр музея, организован лекторий. Открылся сувенирный магазин. Появились кафе на территории. Перезапущено экскурсионное бюро при музее, которое занимается экскурсиями по всему городу, в первую очередь краеведческими. Своими силами улучшили фирменный стиль музея, хотя конкурс на создание нового стиля и сайта у нас в планах будущего года. Как изменился портрет вашего посетителя? У нас прошли городские маркеты еды, винтажных вещей, кинопоказы, и определенно можно говорить о том, что аудитория омолодилась, приросла семейная аудитория – посетители приходят с маленькими детьми, и это одни из самых перспективных гостей. У нас есть детская студия, где каждый день с 12:00 до 20:00 своего ребенка можно оставить вместе со специалистом, который занимался бы с ним выбранным мастер-классом. С одной стороны, это няня на час, с другой – это музейное образование. На самом деле мы создаем доступное абсолютно для всех пространство, насыщаем его точками комфорта, чтобы, гуляя по музею, можно было прийти и с дедушками-бабушками, и с детьми, и с туристами, и с друзьями, и с девушкой или парнем. Посмотрев выставки, и в кафе посидеть, и в магазинчик заглянуть.
Фото: Музей Москвы
Как осуществляется выбор проектов? В течение года мы ищем и отбираем разные темы и события, которые могли бы быть представлены в музее в следующем году. Отбором проектов занимаются два подразделения – отдел истории Москвы и отдел современной Москвы плюс международный отдел, который тоже постепенно начинает выходить на новый уровень. Отделы принимают решение о том, какие события стоит предложить, и каждый октябрь-ноябрь мы коллегиально, на общем заседании совета, где присутствуют руководители всех основных направлений музея, утверждаем план на следующий год. Порой проекты приходят к нам неожиданно, например когда художник или куратор сам предлагает свою выставку или что-то еще. Мы оцениваем, насколько это укладывается в нашу концепцию, тоже обсуждаем и решаем коллегиально. Конечно, последнее слово всегда за директором. В этом ноябре Музей Москвы попал в тренд: сейчас и в культуре, и в политике есть мода на Советский Союз. Как появилась идея провести выставку "Советское детство"? Я думаю, что история повторяется. Идея провести эту выставку была мне близка, а появилась она довольно давно. Вообще в Музее Москвы огромная и разнообразная коллекция, она дает массу возможностей проводить самые разные проекты. Да, ностальгическая тема в обществе присутствует, мы попали в тренд, уловили то, что сейчас витает в воздухе. Как готовилась эта выставка – поговорите с кураторами, ведь куратор в своем поле у нас главный, у него свобода высказывания своего мнения, интерпретации, но он в то же время отвечает за результат. Можем спорить, но куратор будет принимать решение по своему проекту: так в музее мы постепенно учимся выслушивать и обсуждать самые противоположные мнения и находить наилучшее решение, кстати, это должно бы происходить вообще как можно в больших местах, а пока таких площадок не так много.
Фото: Музей Москвы
А каким Вы видите посетителя выставки? Я думаю, это прежде всего взрослые люди, которые сформировались в советский период, выросли в то время и помнят что-то свое особенное в нем, ностальгируют по детству, которое всегда у всех, как правило, чистое и светлое, по крайней мере такова память о нем. На эту выставку они будут приводить своих детей и внуков, рассказывать о себе в детстве. Дети наверняка будут сравнивать свои игрушки и игрушки родителей, свою школу и школу родителей, свои книжки и фильмы и те, которые увидят на выставке. Эта выставка – для диалога поколений, для всех нас.

Шоу-бизнес в Telegram