"Хоббит": шедевр эпического кино

Фото: thehobbit.com
11 декабря на экраны выходит самый ожидаемый фильм года – заключительная часть трилогии Питера Джексона о приключениях Бильбо Бэггинса "Хоббит: Битва пяти воинств". Одновременно радостное и грустное событие для поклонников творчества Толкина – загадочному миру Средиземья придется сказать последнее "прощай".

Эта история началась почти 20 лет назад – в 1995 году. Именно тогда подающему надежды австралийскому режиссеру Питеру Джексону пришла в голову идея воплотить мир Толкина в жизнь. Успех экранизаций ошеломил киномир: фильмы собрали в прокате почти три миллиарда долларов, выиграли 17 "Оскаров" из 30 номинаций, а Джексон стал настоящей легендой и главным голливудским мастером эпического кино. Однако почивать на лаврах режиссер отказался и решил замахнуться на приквел "Властелина" – роман "Хоббит, или Туда и обратно". Несмотря на то что в книжном варианте это лишь небольшая детская сказка о приключениях молодого Бильбо, Джексон решил сделать из нее такую же трилогию, как и из масштабного романа "Властелин колец". И если в первых двух частях Джексон следовал тексту Толкина, то в третьей части он дал волю собственной фантазии, сделав все, чтобы накрепко связать между собой в книжном варианте довольно далеких друг от друга "Хоббита" и "Властелина колец" и добавить сказке эпичности. Поэтому тем, кто пока ограничился лишь чтением о вселенной Средиземья, пойти в кино все же стоит – версия Джексона заслуживает самого пристального внимания. И хотя западные критики уже обвинили режиссера в неуемном стремлении к обогащению, можем сказать, что если он и хотел выкачать деньги, то сделал это весьма эффектно и талантливо. Новая картина стала не только самой короткой частью средиземского секстета (вместе с титрами она занимает 144 минуты), но и самой зрелищной. Зритель получает здесь все 33 удовольствия, для начала благодаря технологии съемки – цифровыми камерами "Рэд Эпик" в 3D на скорости 48 кадров в секунду. На полную катушку использована и технология захвата движения, благодаря которой нарисованные персонажи получаются пугающе реалистичными. Добавить к этому грандиозные визуальные эффекты и потрясающие пейзажи Новой Зеландии – и вот уже картинка получается настолько завораживающей, что даже избалованный зрительский глаз радуется таким стараниям. Тем же, кто после прочтения романа боится не увидеть ничего нового в кино, можем сказать: кульминация книги Толкина – убийство дракона Смауга – здесь происходит еще до заставки с названием фильма. Казалось бы, зачем еще два часа? Но именно тут Джексон и вступает в права интерпретатора мысли Толкина. Он добавляет политических интриг, четче прорисовывает некоторые сюжетные линии и персонажей, которых мы уже видели во "Властелине колец" и, конечно, устраивает грандиозную битву пяти воинств, которая стала самым эпичным сражением не только в киновселенной Средиземья, но и в мире кино. "Это сражение отличается от всего, что мы снимали раньше, – рассказывает Джексон. – Различные силы, множество существ, огромные пространства подчеркивают ее грандиозный масштаб. Мы оказались на линии фронта вместе с ними".
Бесчисленной армии орков здесь противостоят недавние противники: гномы в лице отрядов Торина Дубощита и его кузена Даина, эльфы во главе с Трандуилом и люди, ведомые убийцей дракона Бардом. Последние пришли к воротам Эребора, чтобы силой отобрать свою часть сокровищ Смауга, но перед лицом опасности жажда денег отходит на второй план – и вот перед зрителем предстает грандиозная битва не на жизнь, а на смерть. Признаем: мастер эпических баталий Джексон здесь превзошел самого себя, использовав на полную катушку все достижения киноиндустрии последних лет. Однако одной битвой достоинства фильма не ограничиваются. Отдельного внимания заслуживает актерская игра Мартина Фримана, благодаря которому добрый и храбрый хоббит Бильбо Бэггинс получает ничуть не меньше, а, может, даже и больше зрительской любви, чем его племянник Фродо. Демонстрирует драматический талант и Ричард Армитейдж в роли одержимого "драконьим синдромом" Торина Дубощита.
Но и без минусов последняя часть "Хоббита" не обошлась. Видимо, решив почетче прорисовать персонаж Саурона и объяснить его связь с происходящим, Джексон затевает битву волшебников в Дол-Гулдуре, однако, на наш взгляд, стать полноценной частью картины ей так и не удалось. Получилось немного скомкано и как-то совсем непонятно, зачем. Громкий смех и аплодисменты вызывают и трюки Леголаса, с легкостью нарушающего все законы физики и как по лесенке взбегающего по обломкам рушащейся горы. К режиссерским неудачам можно отнести и любовную линию Кили-Тауриэль-Леголас. Ну, не мастер Джексон романтических сцен – вышло совсем не убедительно, что в который раз подтверждает, что нельзя быть гением во всем. Не хватило фильму и достойного финального аккорда: такое чувство, что Джексон так увлекся съемками баталий, что не подумал о концовке. В итоге все вышло немного сумбурно: вопросы о том, как поделили сокровища Эребора, и кто стал новым королем гномов, остались без ответа. На наш взгляд, прощание с миром Средиземья могло бы быть обстоятельнее. Но в целом, конечно, фильм производит положительное впечатление. Его стоит смотреть и даже пересматривать: и тем, кто является поклонником толкинианы, и тем, кто хочет просто увидеть качественное кино. Тем более что выбирать сейчас в кинотеатрах, будем честны, особо не из чего. А от редакции Дней.Ру "Хоббит: Битва пяти воинств" получает заслуженные девять баллов из десяти.

ДНИ в Telegram