SATIN британского покроя

Фото: vk.com/the_satin
В московском клубе "Радио-Сити" 9 ноября выступит молодая и многообещающая инди-группа SATIN, которая представит свой дебютный альбом. В преддверии этого события Дни.Ру побеседовали с музыкантами группы об искренности "Гражданской обороны" и Radiohead, изменившемся лице индустрии, интернационализации музыкальной сцены и слушателях-"снобах".

Музыка для вас – это хобби или профессия? Музыка для нас остается одной из самых абстрактных и метафизических форм человеческой деятельности. Слушать мелодии и петь песни человек начал гораздо раньше, чем писать и читать, и наряду с языком и расовыми признаками гармонические ряды и мелодика являются безупречным маркером для определения "свой-чужой" во всех этнических системах и национальных культурах. Проще говоря, это общечеловеческое хобби, и больно слышать ту музыку, которая стала для музыкантов "профессией". Кто из музыкантов в наибольшей степени повлиял на ваше творчество? Если говорить об осознании музыки вообще, концептуально, то, конечно, весь олдскульный набор 1960-х, 1970-х и 1980-х. Сегодняшний "постмодерн" выложен из кирпичиков тех же идей, но собранных иначе. Того теплого лампового мира больше нет, и весь посыл искусства сегодня – это либо рефлексия по поводу его исчезновения, либо попытка наполнить новым содержанием и переконструировать старые формы. Урбанизация, развитие коммуникаций, создание новых форм взаимодействия, растущее человеческое отчуждение и прочая "нелюбовь" стали главными темами. А вообще в рамках SATIN мы сами оказываем серьезное влияние друг на друга, каждый – на всех остальных. Какие события вдохновляют вас на творчество: книги, фильмы, события из личной жизни? Как рождаются ваши песни? Книги или фильмы уже являются чьим-то продуктом, бессмысленно пытаться выразить чужую идею по-своему, лучше вытащить на свет собственную. У нас вдохновение возникает коллективно, во время импровизаций на репетициях. Сначала это какая-то музыкальная фраза, которая появляется либо как заготовка, либо в процессе игры "здесь и сейчас". Потом она обрастает плотью аранжировки, эволюционирует в песенную форму, обретая структуру, мелодию и в конце всего – текст. Это подход групп 60-х-70-х, он отличается от более распространенного сегодня, когда автор просто приносит готовую песню и музыканты делают на нее аранжировку. Вы причисляете себя к какому-либо музыкальному направлению или предпочитаете не ограничиваться рамками? Мы причисляем себя к гитарной музыке, по сути, к современному мейнстриму. Главное – это песня, и важно, чтобы она могла существовать в любом виде и пространстве, даже спетая под акустику. За каждой нашей песней стоит своя история ассоциаций. Тут и отсылки к ретро шестидесятых в Secret и Overdosing, и почти чистый гранж в Disinformation и Gasoline, трип-хоповые Waste Life и Trip, серфовая Money Speaks… В разные моменты заявляют о себе те или иные наши музыкальные корни и впечатления. Наверное, в духе времени было бы придумать какой-нибудь невнятный ярлычок типа post-grungetrip, но нам проще использовать собирательный термин Indie. Это очень широкое понятие, включающее в себя самую разную в жанровом отношении музыку, которую объединяли преимущественно гитарный саунд, независимый промоушн и постоянные поиски своего звука и лица.
Фото: vk.com/the_satin
Вы планируете сотрудничать с музыкальными лейблами или планируете остаться независимым исполнителем? Мы планируем, ждем ответа от лейблов. Тут важно понимать, зачем. Сейчас мэйджор может быть интересен музыканту скорее в роли промоагентства, так как все остальные стадии техпроцесса стали широко доступны и мало нуждаются в сопровождении рекорд-компании. Слушатель уже давно не уделяет пристального внимания качеству продюсирования и тем более формальному качеству записи музыки. "Гражданская оборона" и Radiohead научили людей принимать музыкантов такими, какие они есть, играющими так, как они могут, и выражающими те образы, которые раньше могли показаться слишком личными или даже маргинальными. Лейблы в России в силу ограниченности ресурсов серьезную поддержку могут оказывать только поп-проектам со сверхширокой целевой аудиторией, потенциально способных отбивать вложенные деньги хотя бы с концертов, но даже таких – единицы. История о продюсере из рекорд-компании, который случайно видит неизвестную группу в захолустном клубе и, потрясенный, предлагает ей записать пластинку – это миф времен The Doors и The Beatles. Бизнес изменился, схемы стали другими. Сейчас для того чтобы с тобой стали работать лейблы, тебе нужен капитал, а им – предоплата. Есть необходимые ресурсы – включается машина. Кружатся диски, монтируются клипы, тобой занимается грамотный концертный директор. А если ресурсов нет, единственный путь – это DIY (do it yourself): все сам, своими руками и за свой счет. Мы сейчас именно в такой ситуации находимся. Деньги на первый альбом собрали путем краудфандинга, самостоятельно его распространяем, договариваемся о выступлениях и так далее. Кроме того, век рекорд-компаний и сегодняшнего актуального понимания "шоубиза" подходит к концу. Как у Паланика : "..созвездие Ай Би Эм, галактика Майкрософт, планета Старбакс…" Глобальный характер развития цифровых медиа дает понять, что Google скоро легко всех купит, если, конечно, в такой покупке будет смысл. Все запросы будут удовлетворяться внутри единой медиасистемы, с недорогим доступом и широкими возможностями. Можно ли сказать, что в России сложилась индепендент-сцена? Она возникла исторически с самого начала рок-н-ролльного движения, с первых альбомов Майка Науменко, "Аквариума", "Урфина Джюса", "Гражданской Обороны". Весь характер происходившего тогда в Питере, Свердловске, Новосибирске, всех этих записей на катушечные магнитофоны и квартирников был становлением сцены. А сложилась она как культурный феномен во времена Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. То, что есть в России сейчас – лишь слабые отголоски того мощного явления. Вы можете нарисовать портрет вашего слушателя? Почему вы пишете песни на английском языке? На какую публику вы ориентируетесь? 25-35 лет, слегка сноб, меломан, выросший на Pixies, The Cure и Nirvana, образование высшее, знание английского уверенное. На английском пишут те, кто хочет охватить аудиторию не только своей родной страны, ведь этот язык в равной степени воспринимают достаточно образованные люди как из Нидерландов, так и из Литвы, например. У вас не было мыслей перебраться за границу, заниматься музыкой в Великобритании или США? Пока не было, у каждого есть свои жизненные обстоятельства: учеба, работа, семья. Но кто знает, как дальше жизнь сложится? Как вы относитесь к скачиванию музыки из интернета? Вы против существования торрентов? Нет, конечно, мы не против торрентов. Мы сами размещаем свои записи в социальных сетях и на трекерах, чтобы у широкого круга людей была возможность их послушать – пусть в более низком качестве, чем на коммерческих носителях, но бесплатно.
Фото: vk.com/the_satin
С развитием интернета музыкантам стало проще или сложнее раскрутиться? Интернет тут ни при чем. Как и раньше, имеют значение только вкладываемые в раскрутку финансы и доступные продюсеру проекта цепочки человеческих отношений между игроками на этом рынке. Деньги и связи решают все, а интернет – лишь одна из технологий распространения информации, хотя и более дешевая по сравнению с традиционными СМИ. Вам не кажется, что музыкантов в последнее время стало слишком много? Что уникального делаете вы, чем вы отличаетесь от других молодых коллективов? Слишком много по отношению к чему? К среднему количеству жителей в пересчете на километр площади Москвы? Ну, так это феномен мегаполиса. Здесь всего много. Журналистов и фотографов больше в разы, тогда как в провинции, в регионах, ситуация как раз противоположная. Из того многообразия, существовавшего в 1980-х-90х годах остались считанные единицы. Традиционные сцены сохранились лишь в Питере, Харькове и, может, еще нескольких городах, остальное сгинуло вместе с домами культуры, местными рок-фестивалями, самиздатом и общим снижением значимости музыки в жизни общества. У нас нет установки на уникальность, трудно представить даже критерии, по которым ее можно оценить: ведь если ты их себе представляешь, значит, уже где-то это видел и слышал. Главное – не личные амбиции, а хорошая песня, все работает на нее. Мы коллективно экспериментируем с ритмическими структурами, электронными эффектами, однако наша задача – не испортить и органично соединить красивую мелодию со своими поисками. Одно можем сказать точно: у нас хорошие песни, и в них есть то, что называется message. Сделанной по всем правилам, форматной и формальной музыкальной продукции сейчас действительно полно, и от избыточных информационных потоков иногда хочется просто закрыться. Но когда ты встречаешь музыку с message, ты ее замечаешь! Какие советы вы дали бы начинающим музыкантам? Что можно делать, а чего делать не стоит? Придумывайте красивые мелодии и умные тексты. Даже если вам не удастся выступить на Уэмбли, всегда найдется круг людей, которых ваша песня глубоко тронет и заставит внимательнее вслушаться в то, что в вас есть. Больше работайте коллективно, правило "больше репетируешь – лучше звучишь" никто не отменял. Ищите грув и звук, песня должна качать, а звук инструмента – завораживать. Никогда не бросайте, пока ощущаете в себе потребность заниматься музыкой. Рано или поздно обстоятельства и люди будут на вашей стороне. Иначе жалость к себе, сожаления о нереализованных мечтах и отсутствие содержимого, которым можно заполнить пустоту внутри, доконают вас при первом же удобном случае.

Шоу-бизнес в Telegram