Коллегия Минкультуры под председательством его главы Владимира Мединского поручила департаменту кинематографии и Фонду кино до 30 декабря "проработать механизм равномерного выхода в прокат фильмов, созданных при государственной финансовой поддержке и поддержке Фонда кино", говорится в опубликованном решении. Отметим, что при господдержке снимается подавляющее большинство российских фильмов.
В 2013 году Фонд кино поддержал производство 66 картин (к ноябрю 2014 года в прокат вышло менее половины), было завершено производство 40 игровых фильмов, поддержанных напрямую Минкультуры. В течение того же года на экраны вышло всего 77 российских фильмов, которые собрали 8,131 миллиарда рублей.
На долю картин, поддержанных Фондом кино, пришлось 6,798 миллиарда рублей из этой суммы. Общие кассовые сборы российских кинотеатров с учетом иностранных фильмов достигли 44,726 миллиарда рублей, то есть на российское кино пришлось 18,4%. По данным Movie Research, доля отечественного кино в российском прокате по итогам десяти месяцев 2014 составила 19% по посещениям и 18,2% по кассовым сборам. К концу 2015 года стоит задача достичь 20%, пишет "Коммерсантъ".
Минкультуры не впервые предлагает протекционистские меры для поддержки российского кино. Мединский регулярно выступает за введение квот на показ отечественных фильмов. Эта идея обсуждается уже несколько лет: в 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предлагал законодательно закрепить долю российского кино на уровне 20% от всех сеансов в кинотеатрах, но отозвал законопроект из-за его противоречия политике ВТО.
Для Фонда кино и департамента кинематографии поручение разработать механизм регуляции выхода релизов стало неожиданным. По словам источника в фонде, к критике инициативы Минкультуры не прислушалось: так государство пытается выполнять обязанности, обычно находящихся в ведении общественных или бизнес-структур. Эксперты добавляют, что смещение даты выхода фильма авторитарным путем без учета информации по конкурентному окружению может в разы уменьшить посещаемость российских картин, и называют предложение регулировать график релизов антирыночной мерой.