Человек с вечным двигателем, Кустурица все время чем-то занят. Он строит города, колесит с The No Smoking Orchestra, руководит самым маленьким и, пожалуй, самым независимым кинофестивалем "Кустендорф". И, конечно же, Кустурица создает кино: вот уже больше 40 лет выплескивает на своих зрителей мегаватты энергии. И, судя всему, совершенно от этого не устает.
"Быть режиссером – это все равно что быть инфицированным. Ты болен этим, и все тут. И успокоение находишь только тогда, когда материализуешь мысли, которые тебе не дают покоя. В кино я транслирую свое духовное видение. Так что кинематограф для меня – это даже больше, чем жизнь", – рассказывает режиссер в интервью "Российской газете".
Сейчас Кустурица работает над драмой "На млечном пути", в которой он сам сыграл главную роль – воина и монаха, роль возлюбленной же досталась Монике Беллуччи. По словам Эмира, этим фильмом он живет уже несколько лет. "Это три притчи. О человеке и змее, о жертвенной любви и о человеке, который стал монахом. Он каждый день носит камни в рюкзаке и взбирается на самую высокую гору в качестве послушания. А можно по-другому сказать: одна часть посвящена войне, вторая – любви, а третья – тому, что происходит после войны. Очень драматичная история, в которой выражаются самые яркие эмоции. Для кино это очень важно", – считает мастер.
А вот нынешний Голливуд Кустурица осуждает. "Я ненавижу прагматизм. Так же как фальшь, ложь. Поэтому и не стал работать в Голливуде, там все заточено на деньги. Я не против Голливуда с его американской мечтой, Голливуда эпохи Фрэнка Капры. Но сейчас это ярмарка тщеславия и, что хуже всего, механизм по производству денег", – уверен режиссер.
Еще он не любит города, считая их средоточием пороков, где человек унижен и потерян. И потому Кустурица построил свой локальный рай – деревню Дрвенград: "Здесь, в деревне, созданной собственными руками, я обрел гармонию. Я прожил в городе полвека, и эта жизнь меня больше не привлекает. Кстати, я понял, почему в России великая литература: ваши писатели все творили за городом. Ну, или почти все. В городе создать что-либо по-настоящему цельное невозможно".
Главный экспортер балканского колорита и характера на культурные рынки Европы и Америки, сам он предпочитает Россию, часто и с удовольствием наведываясь в нашу страну: "Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, я приезжаю в страну своих учителей: Достоевского и Чехова. Я хотел бы снять фильм о московских куполах. Мне кажется, Москву построил какой-то изумительный кондитер, который был пьян".