О документалистике из первых уст

Арне Биркеншток. Фото: GLOBAL LOOK press/Oliver Berg
В Москве с 13 по 19 ноября пройдет фестиваль документального кино Германии Blick´14 Doc. В преддверии события Дни.Ру побеседовали с одним из участников фестиваля, преподавателем, экспертом и рецензентом в сфере киноиндустрии, режиссером фильма "Бельтракки: искусство подделки" Арне Биркенштоком. Член Немецкой киноакадемии, Европейской киноакадемии и Европейского объединения документалистов (EDN) рассказал о табуированных темах немецкого кинематографа и моде на документалистику.

В России явно наблюдается интерес к документальным фильмам. А как к этому жанру относятся в Германии? За последние 10-15 лет интерес к документальным фильмам в Германии значительно вырос. Каждый год появляются особенно успешные фильмы, которые собирают целые кинозалы, например, фильмы Вима Вендерса "Клуб Буэна Виста" и "Пина", а также такие фильмы, как „Rhythm is it“, „Full Metal Village“, а в этом году „Mitsommernachtstango“ и „Beltracchi“. Причиной возросшего интереса послужило, несомненно, то, что есть целый ряд более увлекательных документальных фильмов, которые больше нацелены на зрителя, чем многие из их консервативных предшественников, снятых в 70-е и 80-е годы. Драматургия и повествование развиваются. Кроме того, дигитализация (переход к цифровому оборудованию – прим.) способствовала тому, что съемки стали более сложными, а инсценировки более близкими к игровому кино. Некоторые документальные фильмы выглядят сегодня даже "лучше", чем художественные. Отчасти это происходит из-за того, что для производства художественных фильмов характерен неоднозначный тренд. Он заключается в использовании "черновой" работы оператора, которая подменяет документальную аутентичность. Обратной стороной этого возросшего интереса является тот факт, что слишком большое количество документальных фильмов подвергается оценке кинокритиков, что приводит к почти губительной конкуренции за право быть показанными на большом экране. Причиной тому стала, с одной стороны, система финансирования, которая обязывает показывать фильмы в кинотеатрах. С другой стороны, это общественное телевидение в Германии, где явно сократился интерес к длинным авторским фильмам: оно требует одинаково отформатированные фильмы продолжительностью 30-45 минут. Таким образом, многие фильмы попадают в кинотеатры, которые на самом деле для этого не очень подходят. Оценка на фестивалях, специальных мероприятиях и последующий их показ на телевидении – так было бы лучше.

Современный немецкий документальный фильм говорит об очень болезненных общественных проблемах и ставит важные вопросы: последствия "железного занавеса", вопрос о месте мигрантов в обществе, влияние глобализации. А есть ли какие-то вопросы – табу для немецкой документалистики? На самом деле, я не могу назвать какое-то определенное табу. Наверное, иногда возникает тенденция к преувеличению и неверному толкованию понятия "политкорректность", но тот, кто правильно и с разных сторон подходит к этому вопросу, может справиться и с такими непростыми темами. Проблема, скорее, заключается в том, что СМИ стремятся придать документальным фильмам скандальный характер, а также требуют разъяснять зрителям посредством закадрового комментария, что они в данный момент видят и что они должны об этом думать. Я это пережил сам, когда в СМИ рассказывали о моем фильме "Бельтракки – искусство подделки", при этом не давая зрителю самостоятельно сделать оценку происходящего и требуя от меня оценочных высказываний в закадровых комментариях. Очевидна склонность к созданию образа несведущего зрителя и в сообщениях о фильме Анн-Катрин Гендельс "Андерсон", где рассказывается о берлинском художнике, который выдал своих друзей и коллег "Штази". Тут уже даже забыли сказать о том, что режиссеру удается, по крайней мере, показать эту неоднозначную личность во всей ее неоднозначности, отчасти даже заставив в фильме разоблачить саму себя. Вместо этого раздувается скандал, и звучат возмущения в морализирующей манере, мол, преступника изобразили недостаточно критически. Это только лишний раз доказывает, что некоторые критики гораздо более несведущи, чем сами зрители.

Шоу-бизнес в Telegram