Коршунов: Театр должен быть домом

Александр Коршунов. Фото: spheratheatre.ru
Дни.Ру открывают театральную рубрику: каждый вторник мы будем публиковать интервью с художественными руководителями ведущих столичных театров. Сегодня руководитель театра "Сфера" Александр Коршунов рассказал о театральных премьерах сезона, русском психологическом театре и "американской иконе" – Станиславском.

Театральный сезон в самом разгаре. Чем вы удивите зрителей в этом сезоне? Этот сезон мы открыли премьерой – пьесой "Безотцовщина" Чехова на Малой сцене. Это постановка Владимира Смирнова, премьера состоялась 11 сентября. Это очень интересный спектакль: живой, чеховский, самостоятельный. Каждый, кто принимал участие в постановке, как-то по новому открылся. В конце того сезона состоялась и другая премьера – "Афродита" по Андрею Платонову в постановки Юлии Беляевой, выпускницы курса Хейфеца. Это две последние наши премьеры. Сейчас ваш покорный слуга трудится над "Обыкновенной историей" Гончарова. Премьера должна состояться в декабре, к Новому году. Мне очень нравится это произведение. В свое время была знаменитая, легендарная постановка на сцене "Современника", но сейчас театры не так часто обращаются к этому произведению, а ведь это абсолютно вечная и современная история. Новая постановка Беляевой органично вошла в наш репертуар. После премьеры "Афродиты" мы предложили Юлии работать у нас, и она создала замечательную атмосферу, ее хорошо приняли актеры. Она очень близкий нам человек по духу. Сейчас Беляева работает на собственной постановкой по Ульфу Старку "Чудаки и зануды": это история о молодежи и подростках, о взаимоотношениях отцов и детей. Она соединила инсценировки со стихами нобелевского лауреата, знаменитого шведского поэта Транстремера, получилось очень интересное сочетание: стихи придали постановке объем, глубину. Премьера запланирована на второй квартал 2015 года.
В советские годы в театр ходили как на праздник. Как Вы думаете: это отношение к театру сохранилось сегодня? Мне кажется, что да, сохранилось. И наш театр, отличающийся своим особенным сценическим пространством, уникальными принципами, таким и является. Екатерина Еланская, создатель и бессменный руководитель "Сферы" на протяжении 32 сезонов, искала новую форму театра, когда актеры и зрители не разделены рампой, когда они чувствуют себя соучастниками процесса. И это удалось воплотить в "Сфере". Мы говорим, что "Сфера" – это театр человеческого общения, диалога, контакта. Это театр-дом, где живет общение. Но это не исключает того, о чем Вы говорили: каждый визит сюда приобретает особую значимость, внутренне серьезное отношение к походу в театр сохраняется. Наверное, временами он утрачивает этот пафос, но ведь где-то сохраняет, и мы очень хотим, чтобы здесь так и было, чтобы "Сфера" не был бытовой, проходной историей. Однажды в беседе со мной худрук театра "Практика" Иван Вырыпаев заметил, что время репертуарного театра прошло, уступив место антрепризе. Вы согласны с этой оценкой? Честно говоря, я не очень понимаю, что такое репертуарный театр. Всякий театр должен быть репертуарным, иметь свое лицо, а не случайный набор постановок, не мозаику. И если у театра есть личный репертуар, значит, он остается репертуарным. Театр с постоянной труппой – я именно за такой театр. Это сложное, серьезное, значительное явление, которое создается годами, выращивается, воспитывается, собирается по крохам. Мне кажется, что в идеале театр – это дом, большая семья, коллектив близких людей. Это идеальный вариант, но ни один театр, возникнув, не может существовать вечно в изначальной ипостаси: что-то всегда умирает. Но важно, чтобы сохранялись базовые принципы, а это может происходить только в репертуарном театре. С распадом СССР "распалась цепь времен" и в театральной школе. Вам не кажется, что уровень актерской игры в последние годы упал, в том числе и по вине массовых сериалов? Раньше значение имели театральные вузы: "Щука" была всеми любимой "Щукой", "Щепка" – знаменитой "Щепкой". А сегодня значение приобретают мастерские: выросла роль мастера и его команды. Наверное, после распада СССР многое потерялось, и телевидение, бесконечные сериалы потворствуют поверхностным ощущениям. Да, актеры, вынужденные зарабатывать деньги, не очень погружаются в роли в сериалах. Обратной стороной становится поверхностность. Но школа сохраняется, и здесь определяющую роль играют мастера. Однажды Олег Меньшиков обмолвился, что не существует понятия "русская театральная школа", но есть особенный типаж русского актера. Как Вы прокомментируете эти слова? Русская театральная школа – это передовая ипостась, знаковое явление, от которого во многом идет мировой отсчет. У нас были и великие актеры, которые подготовили появление школы, и выдающиеся режиссеры, и теоретики – Станиславский, Немирович-Данченко, и современные американские школы, которые преуспели и развиваются, относятся к российским мастерам, как к иконе: они дорожат наследием Станиславского, опираются на его находки. Для меня русская театральная школа абсолютно истинна, незыблема, и ее исходные постулаты едины. Как бы мы ни называли эти законы, мы никуда от них не уйдем. Поэтому мне кажется, что русская психологическая школа есть, и это довольно конкретное понятие. Как Вы думаете, насколько российский театр сегодня востребован за рубежом? Я не так часто бывал за рубежом с театральными постановками, но всякий раз это было настоящее событие. По большей части мы гастролировали со спектаклями Малого театра. "Вишневый сад" Чехова во Франции был принят на ура: у зрителей был очень яркий, живой душевный отклик: Чехов понятен всем. Неслучайно вместе с Достоевским он так часто ставится за рубежом. Неслучайно, что русский театр был и остается интересным, востребованным за рубежом.
Несколько лет назад столичные власти приняли программу "Культура Москвы" на период с 2012 по 2016 годы. Вы почувствовали на себе влияние этой программы? Насколько активно столичные власти помогают вам? Помощь и понимание со стороны столичных властей, их участие в нашей жизни мы почувствовали прежде всего после того, как тяжело заболела моя мама, основатель "Сферы" Екатерина Еланская. Когда стало понятно, что она больше не сможет руководить театром, труппа "Сферы" обратилась в Департамент культуры с просьбой, чтобы мне было доверено возглавить театр. Столичные власти нас услышали, и назначение состоялось. Для нас это самый важный момент – чтобы театр сохранил свое лицо, свои принципы, продолжил тот путь, линию, которую однажды избрал. За это огромная благодарность Департаменту культуры. В нашем театре общение может иметь разные формы. Не так давно мы возродили традицию творческих вечеров, "священных забав". На эти клубные вечера приглашаются друзья театра, они читают стихи, поют песни. Мы провели уже три подобных вечера, последняя встреча, посвященная 9 Мая и 90-летию Окуджавы, прошла просто замечательно. Здесь были и представители Департамента культуры, которые, к слову, просят нас принимать активное участие и в жизни сада "Эрмитаж", и в событиях Дня города. Сейчас мы активно выходим в сад, осваиваем его пространство, и это одно из важных направлений нашей работы, и департамент активно помогает нам в этом.

ДНИ в Telegram