Показан неизвестный Караваджо

Ранее неизвестное полотно Караваджо, изображающее блаженного Августина, включено в обзорную выставку "Караваджо и его римские последователи". Холст выставлен в Национальной галерее Канады в Оттаве.

Холст впервые был атрибутирован итальянским историком искусства, профессором римского университета Ла Сапиенца Сильвией Данези-Скуарциной. Она много работала с собранием двух римских меценатов XVII века, братьев Винченцо и Джузеппе Джустиниани, чей дворец стоит напротив церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, известной фресками Караваджо. Винченцо Джустиниани был большим поклонником Караваджо и собрал целых 15 его произведений.

По ее данным, картина оставалась в римском дворце Джустиниани до середины XIX века. В 1850-х годах все имущество перешло по наследству маркизу Панталео Джустиниани Реканелли, а тот продал всю живопись некоему испанскому коллекционеру, сообщает РИА Новости.

Когда в мае 2010 года искусствоведу предъявили на опознание Августина неизвестного происхождения, датированного XVII веком, Данези-Скуарцина сразу обратила внимание на надпись на обороте. Она гласила, что холст происходит из "дома Реканелли на улице Говерно", то есть – из палаццо Джустиниани. Главным образом на этом основании и была сделана атрибуция, поддержанная еще одним знатоком творчества Караваджо австрийцем Себастианом Шютце. Ученые решили, что полотно было написано в зрелые римские годы художника – после 1600 года.

Вместе с тем, многие итальянские специалисты относятся к находке скептически, отмечая, что интерьер за спиной у святого исполнен с нетипичной для Караваджо дотошностью и аккуратностью, а вся композиция отличается чрезмерной консервативностью. "Какие у этого Августина наманикюренные руки! Где энергия, мощь, жесткость Караваджо?" – вопрошает искусствовед Витторио Сгарби, управляющий городскими музеями Венеции.

Экс-глава неаполитанских музеев Никола Спиноза, курировавший в 2004 году масштабную выставку Караваджо в неаполитанском Каподимонте и лондонской Национальной галерее, подчеркивает, что Данези-Скуарцина некогда уже совершила благодаря описи Джустиниани одну ошибку в атрибуции, приписав Караваджо "Святого Франциска", который оказался работой Диего Риберы.

Телеграм канал