Гай Ричи извлек на кинематографический свет классику английской литературы - детективные рассказы сэра Артура Конана Дойля, изрядно перетряс содержимое исходного материала и выдал в прокат "Шерлока Холмса", который на старте едва не потопил "Аватар" Джеймса Кэмерона. Дни.Ру объясняют, откуда в новой версий приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона взялся такой нешуточный "блокбастерный" потенциал.
О чем: Небритый частный сыщик Шерлок Холмс (Роберт Дауни-младший) идет по следу сатанинских махинаций, сопровождающихся гибелью юных красавиц. Преступника арестовывают и публично казнят, но уже через три дня тот восстает из мертвых и принимается сеять зло уже имперского значения. Ватсон (Джуд Лоу) тем временем готовится съехать с Бейкер-стрит, пакует чемоданы и пытается познакомить Холмса с невестой. Тот рядится в изъеденный молью халат, ставит эксперименты на собаке, ловит мух и ведет себе как ревнивая жена: говорит про себя и Ватсона "мы" и без конца впутывает сопротивляющегося квартиранта в свое расследование. По Лондону в карете разъезжает профессор Мориарти (предположительно - будущая роль Брэда Питта), которому, как и Холмсу с Ватсоном, тоже есть дело до злого гения религиозной секты.
Где-то мы это уже видели: "Шерлок Холмс" без Холмса с Ватсоном вполне мог бы сойти за "Код да Винчи" или "Ангелов и демонов".
Что-то новенькое: Ватсон дерется, стреляет и быстро бегает, Холмс так и вовсе супергерой - в обоих нестыдно влюбиться и каждого можно даже повесить постером над рабочим местом.
Фильмы из этой серии: Советский телесериал: Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство (1979), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись (1979), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа (1980), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Охота на тигра (1980), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка (1980), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей (1981), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры (1983), Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается (1986).
За честь, достоинство и неоспоримую близость к оригиналу советских Шерлока Холмса с доктором Ватсоном можно не беспокоиться. "Шерлок Холмс" от автора хитов "Карты, деньги и два ствола" и "Большой куш" - это скорее обаятельная фантазия на тему, чем непосредственно экранизация рассказов сэра Артура Конана Дойля. Из оригинала Гай Ричи позаимствовал Холмса с Ватсоном, миссис Хадсон (которая, впрочем, заинтересовала его очень эпизодически), инспектора Лейстреда, "занозу" шерлоковской души Ирен Адлер, тень профессора Мориарти и пару-другую реплик для соответствия духу первоисточника. С таким нехитрым набором он и осуществил операцию по возвращению в кинематограф изрядно затасканных литературных героев.
В отличие от Джеймса Бонда, который к 23-му фильму как персонаж скорее мертв, чем жив, Шерлок Холмс в гаеричевской версии прямо-таки пышет с экрана всеми признаками реинкарнации. Более того, впервые за все попытки изображения этого персонажа он походит на человека: Роберт Дауни-младший, сам недавно восставший из небытия, транслирует образ гения не через привычную маску непроницаемости, а - меняясь в лице ежесекундно. Это, в общем-то, и есть едва ли не главная находка режиссера: Шерлок Холмс чувствует - и потому реалистичен, как ни один из его предшественников.
Очеловечиванием персонажей Гай Ричи увлекся настолько, что его "Шерлок Холмс" - гораздо более любовная драма, чем детектив или боевик, хотя элементы эти жанров, казалось бы, и должны предопределять характер фильма. Однако неожиданно на первый план пробилась линия взаимоотношения сыщика с его помощником и квартирантом, и наблюдать за ее развитием - вот главный сюрприз - интереснее, чем за расследованием заявленного в картине преступления.
Холмс и Ватсон ведут себя как партнеры в браке: у первого вроде бы есть давняя зазноба, второй и вовсе собирается жениться, но они очевидно не могут прожить и дня друг без друга, бранятся, точно милые тешатся, и делят собаку. К чести Ричи, он изображает не более чем крепкую мужскую дружбу, но на фоне ее при этом меркнет и романтическое увлечение Ватсона гувернанткой Мэри, и роковое влечение Холмса к авантюристке Адлер... К финалу фильма в памяти почти не остается сюжет, но намертво застревают взгляды, которыми обменивается эта "парочка". То ли еще будет в продолжении - ждем-с.