Последняя премьера Дыховичного

None

В воскресенье утром в одной из столичных клиник остановилось сердце известного режиссера, драматурга и поэта Ивана Дыховичного. Причиной его ухода из жизни стала тяжелая болезнь, о продолжительной борьбе с которой режиссер признавался в интервью. В июне этого года Дыховичный лично представил свой новый фильм "Европа-Азия" на "Кинотавре" в Сочи, однако выпустить картину в прокат так и не успел - премьера его последней работы будет уже посмертной.

Выходец из творческой семьи (папа - известный драматург и поэт-песенник Владимир Дыховичный, мама - балерина), Иван нашел свой путь в искусство через Театральное училище имени Щукина. Он опробовал свой актерский талант на одной из лучших сцен Москвы - в Театре на Таганке, бок о бок с Владимиром Высоцким, но вскоре обратил внимание по ту сторону экрана, окончил Высшие режиссерские курсы (мастерскую Эльдара Рязанова) и наиболее ярко проявил себя как режиссер в момент перерождения умирающего советского кино в молодой российский кинематограф.

За свои неполные 62 года Дыховичный успел снять пять короткометражных и десять полнометражных фильмов, самые известные из которых "Черный монах", Прорва", "Музыка для декабря", "Копейка". Последнюю картину "Европа-Азия" Иван Владимирович поставил по одноименной пьесе братьев Пресняковых. Его фильм, участвовавший в конкурсе "Кинотавра", выделялся на общем пессимистичном фоне представленных на соискание главной награды работ прежде всего своей жизнеутверждающей интонацией.

Дыховичный собрал в картине "лица" телевидения: Татьяна Лазарева, Ксения Собчак, Иван Ургант - все те, кто вызывает с "голубого экрана" улыбку у зрителя, играли в "Европе-Азии" образ нашей страны. События фильма разворачивались условно "где-то на Урале", на стыке европейской части России с азиатской. У памятника "Европа-Азия", напоминающего могильную плиту, обитают разбойники с большой дороги - бродяги, играющие бесконечную липовую свадьбу с целью сбить с пути проезжающих мимо.

Телевидение и кинематограф неслучайно слились в результате творческих исканий Дыховичного: ему доводилось искать светлый луч и в темном царстве ТВ - в 1995-1996 годах он был ведущим программы "Уловка 22" на НТВ, а с 1998 года по 2000-й занимал пост главного режиссера телеканала Россия.

Однако главным наследством, оставленным режиссером современному российскому кинематографу, будет кинофестиваль "Завтра/2Morrow" - самое удачное, по мнению кинокритиков, событие подобного рода на территории России. В этом году смотр современного кино, в том числе - последних новинок международного значения, стартует в третий раз.

Дыховичный, президент фестиваля, верил, что авторское кино однажды непременно должно стать зрительским. "Я абсолютно убежден, и этому пример – наш прошлый фестиваль, что то кино, которое мы уважаем и которому мы служим - кино, которое не вписывается в форматно-развлекательные рамки современной киноиндустрии, - отмечал он в прошлом году перед стартом второго "Завтра/2Morrow", - востребовано зрителем и с каждым годом будет все более актуально".

Иван Владимирович обращал внимание, что хотя "спустя столетие существования кино и кажется, что ничего нового уже быть придумано не может", однажды "вдруг ты для себя открываешь нечто совершенно неожиданное и чувствуешь себя беззащитным – не перед техническим новаторством, а пред силой образа". Он подчеркивал, что "образ – это единственное в искусстве, что невозможно разъять и тиражировать" и "только образы раскрывают нам суть действительности и приоткрывают тайну будущего".

По его словам, только те, кто, "создавая образы, как Достоевский и Чехов, заглядывают туда, куда заглядывать опасно", являются будущим российского кино. "Но только благодаря их смелости и решимости у кино есть будущее. Я приветствую всех гладиаторов, которые делают этот опасный шаг в бездну, не боясь падения и надеясь на взлет. И пусть наступит ЗАВТРА", - призывал Дыховичный.

Открытие третьего фестиваля современного кино "Завтра/2Morrow" назначено на 16 октября - день, когда Ивану Владимировичу исполнилось бы 62 года.

ДНИ в Telegram