Подошел к концу первый месяц лета, а вместе с ним, по традиции, закрылся и театральный сезон. Последним аккордом завершившегося карнавала театральных масок явилось вручение в Центре оперного пения Галины Вишневской премии "Хрустальная Турандот". 28 июня лауреатами ее стали достойнейшие, и среди них - артисты Чулпан Хаматова и Евгений Миронов.
К "Хрустальной Турандот" обоих артистов привел долгий совместный творческий путь. Осенью прошлого года на Аллее славы установили именные звезды Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова - в тот пасмурный осенний день Чулпан даже прослезилась от избытка чувств.Однако и Хаматова, и Миронов принадлежат тому редкому типу людей, что не только получают, но и отдают – например, они входят в число организаторов театрального фестиваля "Территория". Их детище призвано поощрять молодые таланты с оригинальным, нестандартным подходом к сценическому искусству.
Хрустальную статуэтку получили Чулпан и Евгений за участие в спектакле Алвиса Херманиса "Рассказы Шукшина" – первой премьеры Театра наций под непосредственным руководством самого Миронова, состоявшейся в конце 2008 года. Здесь в задачу актеров входило постоянное перевоплощение. Артистам удалось почти невозможное: на протяжении более чем двух часов они пластическими и художественными средствами смогли меняться до неузнаваемости.
Как руководитель и идейный вдохновитель Театра наций, Евгений Миронов озвучил основной концепт вверенного ему храма искусства: приглашать для создания новых спектаклей не артистов, а режиссеров, и уже им предоставлять проводить кастинг на новые проекты. Именно под руководством Миронова театр получил, в частности, возможность пригласить в Москву спектакль Марины Влади о Высоцком.
Кроме того, оба лауреата "Хрустальной Турандот" уже не один год занимаются благотворительностью – заслуги Миронова и Хаматовой не могли остаться незамеченными.
В номинации "Лучшая режиссерская работа" победу унес Дмитрий Крымов за постанову "Опус №7" – премьера ее прошла также в конце 2008 года. С тех пор молодая труппа "Лаборатории" Крымова успела побывать с гастролями по всему миру, проникнуть на телевидение – и победа режиссера стала победой всего экспериментального театра.
Вручались на премии и особые призы. Почетный приз "За долголетнее доблестное служение театру" заслуженно презентовали Александру Ширвиндту, а спецприз "Хрустальное сердце" вручили Марии Полицеймако, супруге Семена Фарады.
Не обошла "Хрустальная Турандот" и самых молодых. Премию "Лучший дебют" увезла с собой Роза Шмуклер, сыгравшая одновременно пять ролей в постановке Евгения Каменьковича "Улисс". Когда стало известно, что "Мастерская Петра Фоменко" приступила к репетициям спектакля по мотивам произведения Джойса, новость вызвала недоверие. Перенести на театральные подмостки оригинальный роман ирландского писателя прежде казалось самоубийством - "фоменки" же, несмотря на свой пресловутый академизм, пошли на этот эксперимент. Как показали итоги "Хрустальной Турандот", не зря.