Франсуа Озон мечтает об убийстве

None

"Золотой мальчик" французского кинематографа Франсуа Озон, подкладывающий своими фильмами "кнопки" под пятую точку лоснящемуся от наносной благости общества, в четвертый раз навестил Москву. Перед тем как представить побывавший на Берлинском кинофестивале фильм "Рики", главный европейский еnfant terrible выдержал очную ставку с российским зрителем, запасшимся по случаю приезда автора "Крысятника", "8 женщин" и "Бассейна" не самыми приятными вопросами.

"Ваши персонажи не производят впечатление людей, которые заслуживают право на жизнь", "Почему почти в каждом вашем фильме есть смерть?", "Вы - женоненавистник?" - на фоне традиционных признаний в любви к творчеству режиссера из уст пришедших на встречу с Озоном вылетали вопросы-пули. "У вас какие-то проблемы?", "В Москве хорошая погода. Вы не хотите пойти погулять?" - отшучивался от "выстрелов" Озон.

41-летнему режиссеру, от фильмов которого зрители в первую очередь ждут подвохов, пришлось в буквальном смысле объясниться за все свое творчество. Мальчик, некогда взявший из рук отца, неумело снимавшего семейные фильмы, камеру, учился, по его собственным словам, всего-навсего рассказывать истории - что и продолжает делать до сих пор. "Я очень люблю своих героев, но стараюсь выбирать таких, чтобы они были отличными от других людей. Выбираю персонажей, которые идут за рамки своих возможностей, - поделился Озон. - Мне интересны два состояния: любовь и смерть. Главный вопрос для меня как для режиссера - переживание героя после смерти другого героя".

В детстве маленький Франсуа наблюдал на пляже пару - мужчину и женщину: мужчина ушел в море и не вернулся. Эта история пустила корни в воображение мальчика и проросла фильмом, когда он выбрал делом своей жизни кинематограф. В фильме "Под песком" Озон исследовал внутренний мир героини, чей муж условно не вернулся из моря - ее жизнь после исчезновения важного для нее человека. Это и есть принцип режиссера - лишать персонажа точки опоры и наблюдать, как он хватает руками воздух. Иными словами, Озон провоцирует своих героев, а те, в свою очередь, провоцируют зрителей на эмоцию.

Признать себя женоненавистником режиссер отказался. "Во Франции так заведено, что главную роль в обществе играет мужчина. В своих фильмах я приравниваю женщин к мужчинам, даю им главные роли", - пояснил Озон, зарекомендовавший себя редкой способностью высвечивать на экране самые темные закоулки женской души.

"Почти во всех ваших фильмах герои существуют в конфликте с отцом. Это что-то личное, из детства?" - прозвучал из зала новый выстрел. Озон улыбнулся: "Возможно, это способ убить своего собственного отца. Я предпочитаю делать это в фильмах, нежели в жизни".

Режиссер отметил, что в жизни он "не такой смелый, как в своих фильмах". В то же время, вопреки всеобщему мнению, Озон никогда не стремился бросить вызов. Рассказывая свои истории, он прежде сознательно выходил на провокацию как способ зацепить зрителя, но теперь, как ему кажется, "повзрослел". Повзрослевший автор "Капель дождя на раскаленных скалах" исследует природу материнства и на полном серьезе выводит гибрид младенца с ангелом. "Я еще не приблизился к своему идеалу, - скромно сообщил он. - Когда сниму свой самый идеальный фильм, оставлю режиссерское кресло".

ДНИ в Telegram