На "Кинотавр" привезли сумасшедших

None
Ни один фильм, из представленных в этом году в конкурсе "Кинотавра", не обходился без милиционера в качестве одного из героев, но на третий день в качестве противостояния органам власти режиссеры представили сумасшедших. Картины о безумцах - "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова и "Я" Игоря Волошина – посмотрели Дни.Ру.

Сумасшедшая помощь

О чем: Добряк и тюфяк Женя (Евгений Сытый) живет под Минском, где с аппетитом уплетает все, что положила судьба на его стол, а после с наслаждением предается сну. Снаряженный сестрой, он отправляется с друзьями "в Москву, в Москву", где намеревается немного подзаработать. С первого же дня все идет наперекосяк, и герой оказывается на улице без вещей и документов. Но тут, откуда ни возьмись, появляется пожилой инженер (Сергей Дрейден), который привечает его у себя дома. Против только дочка (Анна Михалкова), которая больше всего желает, чтобы отец вылечился от недуга и принимал таблетки, а Женя бы ему в этом помогал. Но Женя помогает старику совсем в другом: защищать людей от злого милиционера – в обмен на это инженер называет его Малышом и устраивает настоящие приключения.

Двухчасовое повествование никак не может закончиться, и из трех и более возможных вариантов финалов автор выбирает самый нелепый

Результат: Когда сестра Жени хлопочет за брата у друга, в качестве залога за своего бесполезного родственника она предлагает огромную розовую хрюшку, которую тот принимает с едва ли не большей радостью, чем самого Женю. Метафора довольно прозрачна: попросить оставить Женю – все равно что свинью подложить, во всяком случае, оба они только и могут, что есть и спать. Оттого Женя и Малыш - малыши и несмышленыши как и все, кто фигурирует в этом трогательном фильме: жестокий участковый, у которого понемногу съезжает крыша и, злясь на себя, он вымещает агрессию на других; одинокая дочка инженера, надевающая на шапчонку лучшую брошь и неспособная контролировать отца. Главарем в этой песочнице является, без сомнения, сам пожилой Инженер, размышляющий в духе древнерусских житий о блаженных: чтобы спасти жену от злого мужа, надо отстричь ей волосы, потому что муж отравляет жену, и весь яд скапливается у нее на кончиках волос. Примерно так же размышлял какой-нибудь Васька из XVI века: в дом бедняков следует кидать камни, потому что внутри живут ангелы, а бесы собираются вокруг, и их надо уничтожить. Взамен лунгинско-мамоновскому харизматичному юродивому, почти бесовскому и монументальному, Хлебников, такой же лысый, как и норвежский пиит наивного нарратива Эрленд Лу, создает настоящего, мечтательного, живого безумца. Спасающего бабушек (какой здоровый человек на такое отважится?), не выходящего из дома, пока не произойдет реакции фосфора, намазанного на верхнюю одежду. "Плащик уже начинает светиться!" – восторженно объявляет он, а все прочие кидаются ему на подмогу, потому что так только и можно, кажется, возиться с детьми и гениями. Жаль только, что двухчасовое повествование никак не может закончиться, и из трех и более возможных вариантов финалов автор выбирает самый нелепый.

Я

О чем: Конец 80-х, Герою (Артур Смолянинов) 18, пришло время косить от армии, и лучшим местом для этого является психиатрическая лечебница. Десять лет назад он находился по ту сторону клиники, отправляя нарко-стафф Румыну (Алексей Горбунов), засевшему в психушке из-за непонимания с магаданскими властями. Вместе с Героем во дворе больницы тусовались его старшие товарищи-торчки в футболках Slayer, ирокезах и отвязном "хаере" 80-х. С младых ногтей употребляющий шмаль и выросший на книжках Хофмана и Толкиена, Герой собирается стать королем психов, как персонаж из книги Кена Кизи.

Что может быть нагляднее, чем мотив ожидания в психиатрической лечебнице, пока безумствования реального мира сойдут на нет

Результат: Знакомя зрителей с артистами, Игорь Волошин представил Смолянинова так: "Это – ваше альтер-эго". Вполне вероятно, режиссер был прав – что может быть нагляднее, чем мотив ожидания в психиатрической лечебнице, пока безумствования реального мира сойдут на нет. От Ремарка до Паркера справиться с индифферентностью "овощей" и шизофренией лечащих врачей могли единицы, и персонаж Смолянинова – один из немногих, кому еще и удалось выжить – как возвестил закадровый голос, "быть может, чтобы рассказать эту историю". Однако недоумение, вызванное фильмом в прессе, свидетельствует об ином: понимание ситуации может возникнуть лишь в случае соответствия юношества Героя поколенческой принадлежности зрителя. Чтобы варил молоко из конопли, чтобы глотал горсть "колес", потому что "лечиться надо, пока молодой". И чтобы было ощущение, что все можно и, главное, что все он делает правильно. В противном случае картина делится на горсть цитат: свадьба с танцами из "Андеграунда" Кустурицы, грязные романтические оборванцы из "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна, крутой и бесстрашный Румын, вышагивающий в окружении проституток и наркотиков, подобно персонажам Тарантино, да и внешний облик основных "крутых ребят", предельно четко вписывающийся в стилистику вошедших в моду аниме.

ДНИ в Telegram