Особый взгляд
Дебют Павла Лунгина в 1990 году - "Такси-блюз" с Петром Мамоновым в главной роли – оказался одновременно и началом его "каннской истории": тогда картина получила специальный приз Каннского фестиваля за режиссуру. Десятилетие спустя Лунгин был удостоен "Специального приза за лучший подбор актеров" в картине "Свадьба", прославившей Марата Башарова и напомнившей зрителю о талантливой дочери гениального отца – Маше Мироновой. И вот, спустя почти девять лет, Павел Лунгин отправляется в Канны в третий раз: на этот раз его фильм "Царь" (по традиции с Петром Мамоновым в главной роли Ивана Грозного, а также с Олегом Янковским в роли митрополита Филиппа) представлен в программе "Особый взгляд" вместе с кинолентой "Сказки про темноту" Николая Хомерики.
"У меня не было вопросов, почему меня отобрали в эту программу, - поделился с Днями.Ру творец "другого кино" Николай Хомерики. – Скорее у меня был вопрос, почему Павла Семеновича Лунгина взяли в "Особый взгляд". В "Особый взгляд" как раз берут такие чуть-чуть экспериментальные картины. А в главный конкурс берут более, как говорят у нас, "мэйнстрим". Так как у меня более экспериментальная картина, не удивляюсь, что она в "Особом взгляде".
Простые истории
Николай Хомерики стал известен узкому кругу российских зрителей, заинтересованных в фестивальных событиях, в 2006 году, когда его фантастическая картина "977" прошла в ту же программу Каннского фестиваля, что и в этом году. Правда, в тот раз Хомерики был единственным россиянином на этом европейском торжестве. Никакого приза его киноленте взять не удалось – имя режиссера не было предано широкой огласке, а его картина даже не обзавелась и малейшей прокатной историей в кинотеатрах нашей страны: "То, что я был и сейчас еду в Канны, влияет по-разному: это просто дает тебе такой козырь в разговоре с продюсерами о твоих дальнейших проектах", - заметил Дням.Ру сам Хомерики.
В мае Николай представит в Каннах свой фильм "Сказки про темноту", в котором главную роль - инспектора сыграла актриса Алиса Хазанова. Все, что известно о картине, это то, что она состоит из "простых историй", рассказанных языком, понятным любому зрителю – и российскому, и европейцу, - и то, что съемки проходили во Владивостоке, потому что этот город приглянулся Хомерики своей атмосферой, природой и людьми.
- Николай, то, что картина была отмечена жюри Каннского фестиваля, для зрителей имеет значение?
- У нас пока еще несильно. Во Франции реагируют, в Европе реагируют. У нас пока не реагируют, потому что фильмы, которые там были, - начиная от Звягинцева, Сокурова и Павла Семеновича Лунгина и заканчивая мной – не были в широком прокате. Поэтому и реагировать особенно не на что было. Вот это большая проблема, надо просто до них донести это как-то. Потом узнать, что это было.
- Ваши учителя - Хотиненко и Герман повлияли на ваше творчество?
- В России у меня был учитель Павел Константинович Финн и Владимир Хотиненко, а у Германа просто была мастерская параллельно, которую я часто посещал, но он не был моим мастером. Повлияли, конечно. "Украсть" мне никогда ничего не хотелось, и даже, как только мне кто-то говорит, что "где-то это уже было", я сразу напрягаюсь и говорю, что мне пофиг. То есть, я себя проверяю. Но так изначально, чтобы я сказал, что я это где-то видел, и я хочу так же, никогда такого не бывает.
- А "привет" передавали режиссерам – сквозь аллюзии и скрытые цитаты?
- "Приветы" пока не передавал - пока настолько увлечен собой эгоистично. Все мои учителя оказали свое влияние в том, что на подсознании. Хотя человек уже сформировался обычно к 6 годам жизни, но они формируют что-то там, в подкорке. А дальше, мне кажется, надо слушать свой собственный голос, не пытаться никого цитировать.
- По первому образованию вы экономист, а потом решили пойти на режиссерские курсы. Неужели каждый может стать режиссером? Как Гарри Бардин говорит – если есть идея…
- Да, режиссером может быть каждый. Для этого надо пройти какую-то школу. Можно не проходить школу. По-разному бывает – можно взять камеру и начать снимать. Потом что-то монтировать, самообразованием заниматься. Сложный вопрос, как стать режиссером. Обычно есть два типа хороших режиссеров: одни – которые очень умные и очень много знают, другие – которые идут по наитию и ничего не знают, а у них получается. Человек может взять камеру в руки – и у него будет такой взгляд особый, наблюдательность, что он снимет необычную историю или необычных людей. Потому что то, как человек снимает, отображает его сущность.
Россияне вторгнутся в Канны
В К
аннской деревне на Лазурном берегу, где ежегодно проходит одноименный кинофестиваль, в этом году во второй раз открывается Российский павильон. Нашу страну на фестивале в программе "Особый взгляд" представляют картины режиссеров Николая Хомерики ("Сказки про темноту"), Павла Лунгина ("Царь") и Алексея Учителя ("Густав"). Дни.Ру узнали, какую роль Каннский фестиваль играет в судьбе его участников.
Планы на будущее
Длительное время отношения российского киноцеха и коллег из-за рубежа не складывались: высокий профессиональный уровень кинематографистов в советское время наталкивался на непробиваемый "железный занавес". В 90-е годы кинопроизводство в России было остановлено и фактически низведено до минимума, и только сейчас процесс создания фильмов был запущен и заработал в полную силу.
Потому год назад Министерство культуры РФ совместно с "Совэкспортфильм" и Некоммерческим фондом Russian Film Network собрали государственные и спонсорские средства для организации Российского павильона в Каннской деревне.
И если в 2008 году целью было просто заявить о себе, то в году нынешнем у нашего Павильона будет и своя программа, рассчитанная на срок с 13 по 24 мая. Всех заинтересовавшихся ожидает мастер-класс от Павла Лунгина. Кроме того, будет представлен проект "В фокусе новое российское кино" и состоится "круглый стол", модерируемый кинокритиком Андреем Плаховым, посвященный этому проекту.
Для того, чтобы закрепить и усилить связи русских кинематографистов с западными, будет проведен также "круглый стол" "Россия в международном кинопроцессе" – здесь будут обсуждаться и по возможности решаться многие вопросы, что годами русский зритель и кинематографист мог адресовать только самому себе.
Хомерики: У нас зритель не реагирует, потому что фильмы, которые были в программе Каннского фестиваля, не были в широком прокате