Субкультуры 80-х годов в Советском Союзе формировали те, кто родился в год первого полета человека в космос. Миша Бастер и Ирина Меглицкая, в свое время следившие за жизнью советских неформалов, сейчас открыли в Манеже свой проект под названием "Хулиганы 80-х". Вместе с другими посетителями фотовыставки ностальгировали и Дни.Ру, побывавшие на ее открытии.
Нетрудно вообразить, как много найдется охотников посетить выставку фотографий субкультур, актуальных у нас сегодня: эмо-бои, готы, панки, техно-мальчики, ретроманы, афиша-киды и, собственно, хипстеры. Правда, есть вероятность того, что смотреться это будет довольно нелепо – в частности, попытки принарядиться кем-либо, сооружая прикид из подручных средств и дешевой краски для волос, выглядят жалко. Примерно так же выглядели и советские "хулиганы" – ассортимент товаров на полках наших магазинов не пестрил разнообразием, потому создать что-то контркультурное можно было только за вычетом качества.
Но главное было не это – в основу легла идея протеста, и путь она проделала не короткий. Например, панк-музыка, зародившаяся в Нью-Йорке и представленная Ramones (панк-рок, хардкор), Television (арт-панк), Патти Смит (прото-панк) и Игги Попом (пост-панк), перевалив за Атлантику и достигнув берегов Великобритании, превратилась в политический имиджевый митинг.
Очистившись от всего американского, в том числе от музыки, идея свободных шумных панков трансформировалась в идею поющих анархических засранцев Sex Pistols. К тому времени, как панк дошагал до границ СССР и двух столиц, от музыки почти ничего не осталось, а имидж означал все, чего не могли достичь плохо настроенные музыкальные инструменты: идею романтического протеста. Носить ремни, завязывая их на поясе вручную так, чтобы пряжка висела, было шиком. Плебс отличался от других представителей пролетариата заботливым замечанием: "Пацаны, у вас пряжка висит". Таким же кустарным методом выделялись из серой толпы прохожих и представители субкультур: панки, стиляги, брейкеры, хиппи, байкеры, ковбои и люберы.
Правда, последним было проще. Они продолжали носить советскую одежду, культивировать идеалы комсомола, качать мышцы в спортзале и бить чужаков. Остальным приходилось жечь волосы в попытке покрасить свежепоставленный ирокез, вешать железо на кожаные куртки, украшать фабричные футболки страшными иностранными надписями и варить джинсы.
Об этом и выставка Миши Бастера в Манеже. Здесь он собрал множество фотокарточек из личного архива "легендарных" на тот момент людей – из Москвы, Ленинграда и даже Гродно, носящих характерные имена – Дима Мертвый, Паштетина, Гарри Асса, Кляйн и т.п. Из сквотов в свое время повылезали монстры современных медиа, и если Агузарову или Сергея "Африку" Бугаева видеть там казалось делом логичным, то ныне светскую львицу Ульяну Цейтлину, работавшую тогда моделью Гарри Ассы, – по меньшей мере, неожиданно.
Правда, сами по себе фотографии художественной ценности не несут – изображения часто в расфокусе, где-то с нарушениями экспозиции и композиционного расположения. Но как элемент истории и доказательство существования уличной моды на просторах Страны Советов полностью себя оправдывают. Чего стоят только замечания бабушек, глазеющих на снимки и подписи к ним: "Галка, ну ты подумай: "Байкер на ретро-чоппере"! Ты что-нибудь понимаешь?"