Чем полезно раздвоение личности

None
В б
ольшой семье психоделических фильмов пополнение – Чарли Кауфман, тот самый Чарли Кауфман, который написал сценарий для "Быть Джоном Малковичем " и "Вечного сияния чистого разума", сам снял фильм. Его режиссерский дебют "Нью-Йорк, Нью-Йорк" (первый показ в России - 2 апреля) посмотрели Дни.Ру. О чем: Кейден Котар (Филип Сеймур Хоффман) – театральный режиссер, его жена Адель (Кэтрин Кинер) – художник, а у их дочери Олив (Сэйди Голдстайн) зеленые какашки. Разочаровавшись в браке, Адель уезжает вместе с Олив в Берлин, где проходит ее персональная выставка. Кейден, мучающийся сразу от всех недугов приближающейся старости, наконец обращает внимание на кассиршу Хэзел (Саманта Мортон). Но всякий раз, когда дело движется к самому главному, начинает рыдать. Адель становится знаменитой художницей, Кейден читает дневник Олив и видит заметки о ней в прессе. Кейден получает гранд за свой спектакль и перемещается в Нью-Йорк, в гигантское здание заброшенного склада. Там он обещает создать жестокий, брутальный спектакль, и вот уже 17 лет артисты репетируют зарисовки из его жизни, переживая те эмоции, которые Кейден пишет им на бумажке. Один за другим умирают близкие Кейдена. От ведущей актрисы Клэр (Мишель Уильямс) у Кейдена рождается дочь, и он никак не может запомнить, как ее зовут. С Клэр Кейден скучает по Хэзел, с Хэзел – по Адель, со всеми – по дочери Олив. Кейден никак не может разобраться, как ему жить, и никогда не бывает довольным своим настоящим. К нему нанимаются актеры, которые играют в спектакле его двойников и двойников Хэзер, и двойников двойников Хэзер и Кейдена. Так будет всю жизнь, покуда сам Кейден не сыграет уборщицу Эллен в собственном спектакле.

Что может быть страшнее болезни, одиночества и смерти?

Что новенького: Один из немногих фильмов, где Филип Сеймур Хоффман играет не злодея и даже человека симпатичного. Где-то мы это уже видели: Прием раздвоения и растроения личности главного героя Чарли Кауфман использовал в "Быть Джоном Малковичем", правда, в тот раз в качестве сценариста. Фильмы из этой серии: "Быть Джоном Малковичем" Спайка Джонза, "Наука сна" и "Вечное сияние чистого разума" Мишеля Гондри, "Загадочная история Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера. Никто в мире не способен ненавидеть и презирать Кейдена Котара больше, чем Кейден Котар, и, как любой другой такой же Кейден Котар, больше всего Кейден Котар сосредоточен на Кейдене Котаре. Настолько, что совсем не прочь, если рядом появится еще один Кейден Котар, а лучше два Кейдена Котара, и, может быть, эти два Кейдена Котара расскажут первому Кейдену Котару, как ему лучше решать проблемы Кейдена Котара. Правда, получается, что двойник Кейдена Котара оказывается суицидальным фанатиком, двойник двойника Кейдена Котера – фанатом мыльных опер. Из этой компании только настоящего Кейдена Котера временами разбивает приступ трясучки, нехватки слюны и внезапной беспомощности. И пока Кейден Котар пытается найти дочь Олив и вспоминает "ту, другую" дочь, что досталась ему от второго брака, актриса Миллисент Уимс (Дайэнн Уист), которая играет уборщицу в доме Адель по имени Эллен Баскомб, становится Кейденом Котаром. И теперь старушка-соседка обращается к Кейдену Котару как к Эллен Баскомб и передает ему, то есть, ей, ключи от дома Адель. Кейден Котар постепенно оказывается частью самого себя, притом частью незначительной, той, что не функционирует, той, что приносит лишь боль – ногтем, больными венами, кровоточащими деснами, хромыми ногами, падающим зрением. Близкие Кейдена Котара, обретшие двойников, перестают подавать признаки рефлексии и способности самостоятельно принимать решения. Решения, принятые каждым отдельно взятым человеком и всеми людьми одновременно, теряют всякий смысл. Второе название фильма - "Синекдоха, Нью-Йорк", что при таком обилии перипетий вмещает в себя все происходящее в картине: перенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного сходства. Один стареющий Кейден Котар все равно что несколько стареющих Кейденов Котаров, что совершенно одно и то же, что и склад с декорациями Нью-Йорка, где живет Кейден Котар, или даже весь Нью-Йорк, внутри которого скрывается павильон Нью-Йорка, где обитает Кейден Котар со своими двойниками и страхом одиночества и болезни. После просмотра "Нью-Йорк, Нью-Йорк" закрадывается тень сомнения, велик ли гений Гондри или Джонза, снявших "Вечное сияние чистого разума" и "Быть Джоном Малковичем" по сценариям Кауфмана. Приходит осознание важности хорошо "сбитого" сценария, сложной истории, выстроенной по всем законам абсурда; личности литератора в киноискусстве. Воспринимаемый на нескольких уровнях, "Нью-Йорк, Нью-Йорк", или "Синекдоха, Нью-Йорк" раскрывается, как капуста, слоями, и может сойти и за артхаус, и "массовое кино". Кауфман начал писать сценарий для фильма ужасов Джонза, а закончил психоделической драмой Кауфмана – но первоначальный замысел воплощен был полностью: что может быть страшнее болезни, одиночества и смерти?

Шоу-бизнес в Telegram