"Олимпийский ад" в Южной Осетии

None

В воскресенье, 29 марта, российские зрители увидят первый художественный фильм по августовским событиям в Южной Осетии. Картина "Олимпиус инферно" ("Олимпийский ад") снята артхаусным режиссером Игорем Волошиным, чьей предыдущей работой стал фильм "Нирвана", и будет показана Первым каналом.

"Олимпиус инферно" рассказывает историю бывших одноклассников - Майкла (Давид Генри) и Жени (Полина Филоненко). Он уехал в США и стал энтомологом, она - московская журналистка. Их пути вновь пересекаются в горах Южной Осетии, где они снимают фильм о редком виде бабочек. Журналисты становятся свидетелями начала военной операции грузинских войск против жителей Южной Осетии. Спасаясь от грузинских спецслужб, Майкл и Женя прорываются через оккупированную территорию в Цхинвал. Их цель - донести миру правду о войне.

Режиссер картины Игорь Волошин рассказал Дням.Ру, почему он взялся снимать фильм о войне в Южной Осетии.

- После просмотра фильма зрителя, безусловно, будет волновать процентное соотношение художественной выдумки и документальности. Как у вас с этим обстоит?

- Прежде всего, это снято по реальным событиям. Но, как документалист в прошлом, искренне скажу, что невозможно снять реальную историю, не сделав из нее художественное произведение. Все равно надо подгонять под классическую драматургию, чтобы это было интересно. Я не высчитывал эти проценты, но могу сказать, что там очень много реальности.

- Какие документальные материалы вы смотрели, как готовились к съемкам?

- Есть вещи, связанные с жизнью людей в подвалах: как они выглядели, в каком состоянии там находились, как они оказывались друг другу медицинскую помощь. Есть в одном из роликов на YouTube очень страшная сцена, где войны как таковой нет, но это правда страшно. Проезжает машина, у нее хлопает задний багажник, какие-то одеяла из нее торчат - и вдруг человек пробежал по второму плану, кругом пальба. Мы вот такими средствами передавали документальность - ощущением присутствия, а не отрыванием частей тела. Также мы использовали в фильме реальные документальные кадры.

- Во время съемок картины вы изучали документальные работы ваших коллег? Есть фильм "Война 08.08.08", снятый сразу после событий в Цхинвале.

- Да, я его смотрел.

- Как пришла к вам идея снять кино по таким острым и болезненным событиям?

- Это не была моя идея. Я до этого снимал абсолютно авторское кино, реальный артхаус делал, мои фильмы путешествовали по Западу. Сценарист Денис Родимкин, который написал "Бумера", мой старый приятель. Мне предложили и пошли на все мои условия.

- А какие вы поставили условия?

- Кастинг мой, монтаж мой, композитор мой. Что это пленка, каждый день на площадке две камеры, репортажная съемка, которую, в принципе, тяжело будет смотреть. Мы построили все на режиме репортажа, когда человек находится в бегстве. Я снимал свой второй документальный фильм на войне в Чечне... Война - это моя тема.

- Был ли какой-то контроль за идеологической составляющей фильма?

- Не было никакого контроля. Никто ко мне не подходил и не спрашивал: "А вот эту строчечку перепишите, а вот это надо снять".

- Как вы нашли главного героя - американца и почему на главную женскую роль выбрали Полину Филоненко?

- Полина Филоненко мне очень понравилась на фотографиях. В тот момент я еще не видел фильм "Все умрут, а я останусь". Особенная она, очень особенная. Этот тот случай, когда человеку дан реальный талант. Продюсеры как раз предлагали мне других девушек... Она приехала на пробы, и я понял, что точно она.

А с Давидом нам просто очень повезло. Его нам посоветовал знакомый музыкант. Была задача такая: нужен иностранец. Стали искать. Не бывает много хороших артистов, и в Москве, конечно, не оказалось человека с иностранной внешностью, с акцентом - потому что это всегда считывается, когда наши говорят по-английски. Искали, нашли в Израиле, приехал, прошел пробы.

- Были прототипы у персонажей, которых играют Полина и Давид?

- Конечно, были. Нам рассказывали подобную историю. И мы очень много консультировались с корреспондентом Антоном Степаненко, который прошел эту войну. Потом я расспрашивал разных людей уже на месте, и мы по ходу еще чуть-чуть меняли сценарий. Но если говорить прямо, что вот такая-то история произошла с таким-то человеком, то, конечно, она допридумана. В ноль такой ситуации, конечно, не было.

- Откуда появились бабочки в истории? Бабочки и война - это диаметрально противоположные полюса.

- Это первое, что мне понравилось в сценарии. Я люблю ломовые приемы. Думаешь: "А как так, ведь это же..." - а вот так! Я там даже вынес такую вещь в диалог. Героиня спрашивает героя при встрече: "А что это ты энтомологом стал?" Она его поддевает, потому что в нашей стране энтомолог - потенциальный лох. А он говорит: "Это очень престижная профессия, во всяком случае, в Америке". И я стал думать, чем можно сломить мозг человека, который будет думать, что энтомолог - это лох. И герой говорит: "Набоков увлекался энтомологией". Поэтому мне как раз хотелось связать несвязуемые вещи. А еще, война короткая - и бабочка живет коротко. Это, конечно, совсем темы космические, но главное срабатывает - это то, что вы считали, первое.

- Скажите, вы готовы к тому, что после выходных это будет тема номер один в блогах и вы услышите в адрес фильма в том числе много неприятного?

- А чего бояться? Знаете, как много плохих фильмов снимается? У нас фильм хороший, реально.

ДНИ в Telegram