Най
ти замену отличному комедийному сериалу труднее, чем заставить тинейджеров подсесть на апгрейд "Беверли Хиллс 90210". Пути смеха неисповедимы, и в то время как звездная шестерка "Друзей" не может договориться между собой даже о полнометражном камбэке, зрители ищут новый долгоиграющий источник юмора.
Дни.Ру узнали, почему в Америке предпочитают хохотать под "30 потрясений", а в России - под "Теорию большого взрыва".
Эти два телешоу вроде бы находятся в разных весовых категориях:
"30 потрясений" (близятся к финалу третьего сезона)
в 2008 году насобирали 17 номинаций "Эмми" и зарекомендовали себя рекордсменами по этой части, тогда как
"Теория большого взрыва" на втором году существования может похвастаться всего одной впиской в одну номинацию одной второстепенной премии. Однако на фоне усыпанного "пряниками" коллеги, подсевшего на конек иронических скетчей на злобу американской действительности, именно этот
недооцененный критиками сериал превратился в первый после "Друзей" индикатор интернациональной шутки юмора.
Ищите женщину
"30 Rock", равно как и "Беверли Хиллс 90210", "Мелроуз плейс", "The O.C.", - не более чем адрес, указывающий на место действия.
Название сериала отсылает к площади Рокфеллера, дом 30, в Нью-Йорке - зданию, в котором размещается NBC Universal. В переводе на русский, как в случае и с "The O.C.", известным в России под названием "Одинокие сердца", получилась вариация на околосюжетную тему - "30 потрясений".
Леонард, Шелдон, Пэнни - это как Лена, Шурик и Полина из соседнего подъезда
Для американского телевидения, за свою историю исследовавшего жанр ток- и телешоу вдоль и поперек, подобный сериал, пожалуй, был вопросом времени и таланта того, кто его придумает. Озарение снизошло на худенькую женщину слегка за 35, один метр 64 сантиметра ростом - Элизабет Стоматину Фей, под завершение прошлого века отвоевавшую себе место в команде сценаристов, а затем и в кадре телехита "Субботним вечером в прямом эфире".
Тина (экранное имя Элизабет Стоматины), замыслив телесериал о производстве телешоу, и не думала пробоваться на главную роль, однако продюсеры настояли, Фей сняли с "Субботнего вечера" и отправили осваивать пилотный проект в паре с оскаровским номинантом Алеком Болдуином, 1 метр 80 сантиметров ростом. В итоге уже третий сезон подряд бойкая коротышка демонстрирует всей Америке, как ловко можно усидеть аж на трех стульях сразу - сценариста, создателя шоу и актрисы, имея в подходе к каждой из ипостасей неженский запас трудолюбия, искрометное чувство юмора и, разумеется, талант.
Фей, между тем, поставила на кон ровно то, что накопила - жизненный опыт. Ее героиня Лиз Лемон в "30 потрясениях" заправляет на маститом телеканале бандой сценаристов, каждого из которых трудно назвать приятным типом. Однако командными стараниями они рожают шутки-прибаутки для рейтинговой передачки "The Girlie Show", придурковатой вариации на тему "Субботним вечером в прямом эфире".
В первой же серии у шоу появляется новый босс Джек Донаги, являющий собой ходячую иллюстрацию стратегии завоевания мира по Дейлу Карнеги и норовящий в самой вкрадчивой манере и исключительно в благих целях то кого-нибудь уволить, то лично придумать скетч, то предложить революционный продакт-плейсмент. Он же подсовывает в передачу горячую звезду - страдающего манией величия, преследования и парочкой других психических расстройств чернокожего комика Трейси Джордана.
Сериал, пародирующий известных в американской телеиндустрии лиц, сделал Болдуина и Фей обладателями двух статуэток "Золотого глобуса". Но, к сожалению, в тех шутках, услышав которые житель США без труда соединит нитку с иголкой, российский зритель не найдет основания для смеха - и будет прав: это как если бы на той стороне океана взялись переводить "Прожекторперисхилтон".
Ищите блондинку
Теория большого взрыва была придумана для того, чтобы научным языком раз и навсегда растолковать происхождение Вселенной. Сериал "Теория большого взрыва" был придуман для демонстрации очевидного-невероятного:
даже те, кто могут объяснить происхождение Вселенной, не в силах вычислить формулу любви, хотя, казалось бы, речь идет о сердце блондинки из закусочной.
Пара ботаников Леонард и Шелдон делят на двоих одни апартаменты, работают в научной лаборатории, во сне и наяву грезят - не без оснований - о Нобелевской премии по физике и могут дойти до сути любого явления природы, кроме соседки по лестничной клетке.
Пэнни из Огайо подрабатывает в закусочной "Сырники от тети Глаши", водит домой накачанных красавчиков и пишет сценарий о девушке из провинции, в ожидании своего звездного часа на Голливудских холмах сочиняющей сценарий про милую провинциалку... Да, прав тот читатель, кто покажет пальцем: Пэнни - блондинка.
Не попавший под раздачу "Эмми", да и каких-либо наград попроще, сериал на поверку представляется единственным достойным преемником легендарного телешоу "Друзья".
Герои, разведенные по разные стороны лестничной клетки, оказываются еще и соседями по разуму: для того чтобы умники могли найти общий язык с обычной девчонкой, всего-то и нужно, что выйти на контакт.
Авторы "Теории большого взрыва" Чак Лорр и Билл Прэйди, прежде чем отпускать шуточки про соотношение разума и чувств, отполировали лезвие своего юмора на сериалах "Два с половиной человека" (первый) и "Девочки Гилмор" (второй) - эти работы были успешнее по части номинаций на премии, однако шоу ботаников берет своей новизной. Лорр и Прэйди, по сути, показали оборотную сторону типичных американских гэгов:
шутить можно умно, и - вот так неожиданность! - это будет смешно.
Неудивительно, что вечная тема про физиков-лириков и блондинку скоро нашла поклонников среди российских охотников за сериалами.
Леонард, Шелдон, Пэнни - это как Лена, Шурик и Полина из соседнего подъезда. Все мы, как ни крути, из одной вселенной родом.