Актеры отдали за "Оскар" душу

None

Казалось бы, что еще может объединять Хита Леджера, лауреата "Оскара-2009" в номинации "Лучшее исполнение мужской роли второго плана" (посмертно), и Кейт Уинслет, обладательницу той же награды в категории "Лучшее исполнение главной женской роли", кроме двух идентичных статуэток, полученных в один день с разницей в несколько часов? Между тем им обоим в деле, полном интриг и слепого жребия, подсобила известная дама с косой.

25-летнему Леджеру довелось ступить на красную ковровую дорожку перед вечным пристанищем "Оскара" - театром Kodak - за три года до печального дня, когда тем же путем, под вспышками камер, прошли к своим местам его отец, мать и сестра. В 2006 году Хит был номирован за роль в фильме "Горбатая гора", на тот момент это было высшее достижение в его карьере, однако перед ним открывалось блестящее будущее, в котором попадание в шорт-лист премии Американской киноакадемии казалось лишь одной из зарубок.

В 2009 году напротив его имени в самой известной кинобазе будет стоять пометка: "Выиграл "Оскар", другие 34 победы и 32 номинации". Если бы Леджер только мог предположить, какое количество призов посыплется на него за год до 30-летия, изменило бы это знание что-то в том дне, когда, по недовыясненным до сих пор причинам, жизнь талантливого и перспективного парня оборвалась? Останься Хит в живых и имей возможность сидеть на всех этих церемониях в ожидании вскрытия конвертов, были бы судьи так единодушны в оценке последней работы, которую он успел оставить миру на вечную память о себе? На эти два вопроса вряд ли появятся ответы.

Лицо актера, тем временем, с каждой премией теряет очертания человеческого облика - Джокер со смазанным лицом, пришептыванием, прищуриванием успевает пролезть вперед и заслонить его. Вот и на "Оскаре" семья Леджера идет получать статуэтку навстречу не сыну и брату, а персонажу-тени, герою из кошмаров, человеку без имени и лица. А говорят о Хите: он, живой, был целеустремленным, страстным и щедрым. "С гордостью принимаем эту награду от лица его дочери Матильды", - как будто извиняется его сестра. Разве может быть бездушная золоченая кукла, пусть и самая желанная для сидящих в этом зале, заменой сыну, брату и отцу? Слишком дорогая цена за безделушку и приписку в портфолио, в котором проставлена дата смерти.

Кейт Уинслет, впервые прочувствовавшей атмосферу ведущей в объятия "Оскара" красной дорожки в 20 лет, за 13 лет между первой и последней номинацией довелось закалить характер в отказах от золотой статуэтки. Актриса, точно космонавт, пять раз выходила на стартовую площадку космодрома, чтобы в последнюю минуту узнать, что к звездам полетит другая. Почетная "Лучшая актриса в запасе", совершая шестой рывок, пришла к финишу с двумя ролями высшей пробы, и обе были представлены на выбор почтенному жюри.

Ее персонажи - как бывшая нацистка Ханна из "Чтеца", так и Эйприл из "Дороги перемен" - осознавали под занавес фильмов собственную несовместимость с внешним миром и, как будто устаревшие человеческие модели, сами над собой вершили Страшный суд. Две роли, в которых любовь, подобно яду, медленно отравляла организм. Две роли, в которых Уинслет переходила пограничную черту. Обе потянули на "Золотой глобус", лишь одна - на "Оскар". И за той, и за другой стояла смерть как финальная точка персонажа и одновременно - как высшая точка актерского мастерства Кейт.

На "Золотом глобусе" актриса, еще не осознав высоты прыжка, отшучивалась, что, дескать, получать награды - не ее удел. Но две статуэтки за раз, видимо, совершили революцию в сознании Уинслет, и молодая женщина к "Оскару" уже была в состоянии перезрелого яблока. Вместо легкой и изящной девушки с дорожки "Глобуса" на дорожке перед кинотеатром Kodak стояла осунувшаяся, недобро усмехающаяся женщина, пришедшая сюда только с одной целью - наконец-то забрать причитающееся. Уинслет перегорела внутренне, и ее речь победительницы и гримасы вместо улыбок вызывали не восхищение, а сочувствие.

"Я не Пенелопа, чтобы падать в обморок, - сходу залепила Кейт. - Я солгу, если скажу, что не заготовила речь. Я отрепетировала ее, кажется, еще сидя маленькой девочкой в ванной и держа в руках вместо микрофона бутылочку из-под шампуня. Я благодарна за возможность проделать путь от девочки с бутылочкой до этой сцены. "Я люблю вас! - помахала актриса отцу и чуть позже добавила, обращаясь к сопернице Стрип. - Мэрил, уж извини, не в этот раз".

Уинслет слишком долго шла к своему первому "Оскару", для того чтобы он оказался ей к лицу. "Оскар" помнит неотрепетированные речи, а экспромты. Кейт, может быть, и "источник вдохновения", и "самая талантливая" - как выставляли ее в номинации, но вот Анджелина Джоли и Брэд Питт ушли с церемонии без того, чтобы даже просто подержаться за "Оскар", - свободными и, хочется верить, счастливыми. У Джоли, правда, есть заветная статуэтка, но и той, говорят, играют дети.

ДНИ в Telegram