Самая печальная повесть из рассказанных для "Оскара" – повесть о дряхлом младенце. Главное отличие его от любых других фильмов о судьбах человека – в том, что, при очевидном для зрителя и окружающих недостатках, он не занимается преодолением психологических комплексов. При необычных обстоятельствах его физиологии, его история простая и не несет в себе пафоса буржуа, ставших дауншифтерами. Баттон живет рука об руку со смертью, растет, понимая, что уменьшается. Еще одна хорошая роль Брэда Питта, еще один красивый план Кейт Бланшетт. В длинной "Загадочная история Бенджамина Баттона" недостаточно отстраненности для того, чтобы стать импрессионистской, недостаточно субъективности и сфокусированности для того, чтобы стать конкретной. Слишком общая, слишком красивая картина про тех, кто любит жизнь. Фильм Гаса Ван Сента "Харви Милк" не стал бы третьим в этом списке, если бы не Шон Пенн. Стивен Фрай, самый тонкий английский эксцентрик и комик, нахваливал этого калифорнийца так и сяк, сам Пенн получил 8 премий – и эту цифру следовало бы перевернуть на бок, чтобы выразить степень похвалы его мастерству. Ван Сент, как всегда, резок, прямолинеен до простоты и превращает картину в клипы. Гомосексуалисты Сан-Франциско в отражении полицейского свистка, смерть Харви Милка глазами Харви Милка. Здесь судьба героев известна наперед. Два часа расправы – для нашего зрительского удовольствия, для минуты почтения, дани памяти Харви Милку, уважения – Шону Пенну. После просмотра фильма "Миллионер из трущоб" зрителя заполняет уверенность в том, что сценарий достался не Дэнни Бойлу, а Рамешу Сипи, автору знаменитой болливудской новеллы. Кажется, что герои сами выстраиваются в круг и поют о разбитой вазе своей жизни: "Меня зовут Джамаль, Джамаль Малик, я круглый сирота, мой брат предал меня, а любимая живет с другим. Когда я был маленьким, на берегу реки Улхас мама стирала белье, и злой человек пришел и отнял ее жизнь. После я встретил Латику и навсегда полюбил ее раскосые глаза. И теперь я пою, чтобы ее вернуть. Меня зовут Джамаль, Джамаль Малик, я круглый сирота…" Круглая макушка самого Бойла мелькает за широкой палитрой цветов, за обезумевшими от жажды власти и удовольствия лицами, за просиживанием героев в колл-центре и за музыкальным контентом. Его песня, излишне замаскированная под Болливуд, набрала, одним ракетным ударом за другим дырявя защитные щиты кинопремий, скорость астероида и грозит "Оскару" неминуемым апокалипсисом. Несмотря на то, что в списке претендентов есть как минимум три композиции, исполненные с более изящным попаданием в ноты. Тем не менее, с веротяностью 99% из ста можно сказать, что эффект народного шлягера и комплекс собирательной вины преуспевающего (до кризиса) запада перед странами третьего мира прозвучали в разуме распорядителей "Оскаром" громче прочих. Стивен Долдри, покушавшийся на золотую статуэтку в 2003 году с фильмом "Часы", спустя пять лет вернулся в номинацию с "Чтецом" - историей о том, как не умеющая читать нацистка по неграмотности поставила крест на жизни трехсот евреев, своей собственной и на будущем своего молодого любовника. Однако в сражении за звание лучшего фильма "Чтец", пожалуй, слабейший боец, причем очевидно опирающийся в своем заходе на номинацию на плечи женщины. Режиссер вторую "оскаровскую" картину подряд рассказывает историю об общей невыносимости бытия, невозможности утешения и недостижимости счастья: как в "Часах", так и в "Чтеце" героини приходят к одинаковому финалу. Последний вздох Вирджинии Вульф в первом случае принес "Оскара" Николь Кидман, и все идет к тому, чтобы оборвавшаяся жизнь пресонажа Кейт Уинслет обернулась для актрисы слезами на глазах во время вручения ей долгожданной награды. По иронии судьбы или умыслу Американской киноакадемии, в шорт-листе не оказалось другого фильма с Кейт Уинслет - "Дороги перемен". Муж актрисы, режиссер Сэм Мендес, вооружившись романом американского классика Роберта Йейтса, вывел формулу о том, как умирает любовь. Более жестокой и простой истины в этом киногоду не удалось обнаружить никому. Режиссер "Красоты по-американски" извлек ее едва ли не из кармана каждого зрителя. Причем показал себя ловким фокусником: вырвал идею любви, точно сорняк, из благодатной почвы человеческих иллюзий руками главной романтической пары конца двадцатого века - Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Под хихиканье половины зала, пришедшей посмотреть красивую love story, у другой части зрителей мгновенно начинают потеть ладони: это кино неловко наблюдать всякому, пережившему хотя бы однажды опыт совместной жизни. Сцены узнавания в "Дороге перемен" сменяют друг друга, подводя зрителя к испытанию, зная о котором тот бы с радостью обошел фильм стороной. Должно быть, у судей дрогнула рука распорядиться жребием "Оскара" так, чтобы главным фильмом 2008 года стал собственный нелицеприятный оскал в зеркале.
"Оскар" не дадут лучшему фильму
Гла
вным триумфатором церемонии, на которой раздают самых желанных в мире кино золоченных человечков, станет не актер, не актриса и не режиссер. Миллионы телезрителей по всему миру будут ждать 22 февраля часа "икс", чтобы сравнить собственное мнение с выбором высокого жюри в номинации "Лучший фильм". Среди пяти картин-кандидатов на "Оскар" есть как явный фаворит, так и "темная лошадка". Единственного фильма, которого там нет, так это, по мнению Дней.Ру, действительно лучшей картины 2008 года.
Самой лаконичной из всех пяти кинокартин является "Фрост против Никсона". Несмотря на то, что фильму отведено два часа (как любой солидной картине на политическую тему), зритель не устает, напротив, остается вовлечен в происходящее до последней минуты. Так, с первых кадров "Асса" Соловьева глазами современника будет смотреться как ретро Гай Ричи с его быстрым монтажем, камерой с плеча, сменяющими друг друга планами – так "Фрост против Никсона" производит впечатление чего-то ненавязчивого и одновременно обязательного к просмотру. В комедии "Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть" главный герой величайшим фильмом всех времен и народов называет "Воздушную тюрьму" Саймона Уэста, потому что в ней есть "Кьюсак для геев, Никки Кейдж для молодых, Малкович для умных и Бушеми для комедии". Так и в "Фросте против Никсона" есть все, чтобы заставить зрителя неотрывно смотреть на экран: шоумен Фрост для любителей развлечений, политическая тема для любителей истории, журналистское расследование для любителей детективов, театральная, крупная игра для ценителей старины, спокойные цвета и динамичный монтаж для тех, кто предпочитает хай-тек.
У судей дрогнула рука распорядиться жребием "Оскара" так, чтобы главным фильмом 2008 года стал собственный нелицеприятный оскал в зеркале