Умершая звезда Non/Fiction

None

К одиннадцатому году жизни Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction расплескала свою уникальность: ближайшие конкуренты - Международный летний книжный фестиваль и Московская международная книжная ярмарка-выставка - разучили все ее фокусы и проделывают их с той же завидной интеллигентской осанкой. Однако это лишь подтверждает тенденцию новейшего времени: книжные фестивали у нас в России научились делать так, что на них стало ходить не менее интересно, чем в кино.

Устроители ярмарки Non/Fiction еще в прошлом году признавались, что сами стесняются определения "интеллектуальная", но одновременно и извинялись - за те проблески популярного "фикшена", которому из года в год все-таки удается просочиться в стены Центрального дома художника. Это "и нашим, и вашим" пора бы уже прекратить: любое подобное мероприятие, прежде всего, носит характер популяризации, и его устроители, правя книжный бал, обязаны гостей развлекать. Ярмарка-выставка на ВВЦ, переехавшая в начале сентября в новенький павильон и тем облагородившаяся, берет звездным составом, летний книжный фестиваль - дачной атмосферой. Non/Fiction приходится нынче соответствовать обоим: презентовать технологию print on demand (печать заказанной книги на месте), уже опробованную на ВВЦ, устраивать премьеры, литературные дуэли, кинопоказы, лекции. Во многом из перечисленного ярмарка интеллектуальной литературы была первопроходцем, но спустя 11 лет соперники освоили все ее новаторские ходы, а кое в чем и превзошли.

В прошлом году в ЦДХ давали под видом "звездных интеллектуалов" Михаила Горбачева, Януша Вишневского, Леонида Парфенова. Главная премьера 11-го Non/fiction - неоконченный роман умершего писателя. "Лауру и ее оригинал", сконструированную по карточкам Владимира Набокова и им же приговоренную к сожжению, приберегли для открытия ярмарки.

Завезли в ЦДХ и живых классиков - к примеру, шри-ланкийскую писательницу Рому Тирн, японского православного автора Касимаду Маки, букеровского номинанта Адама Фоулдза. В качестве почетного гостя на ярмарку зазвали Чехию - в частности, сочинителей чешских бестселлеров Михала Вивега и Яхима Топол. За пять дней работы Non/Fiction, со 2 по 6 декабря, своих хозяев найдут пять литературных премий: имени Андрея Белого, имени Ваксмахера и Поля Леруа-Болье, "Человек Книги", "Просветитель", "Общественная мысль" и "Лучший книжный магазин города Москвы".

У ярмарки интеллектуальной литературы конкуренты не смогли отнять пока только одного: если где-то и стоит еще искать загадочную и любимую иностранцами русскую душу, то в ЦДХ. Ни в одном другом месте над книжными лотками и стеллажами не склоняются посетители со столь осязаемой любовью к печатному слову.

Шоу-бизнес в Telegram