Артисты создали цирк из солнца

None
В 1
984 году двое бродячих артистов давали представления на улицах канадских городов - в шоу для прохожих был рожден дух Cirque du Soleil, "солнечного цирка", сломавшего в этом виде искусства все мыслимые и немыслимые стереотипы. Ги Лалиберте, один из его основателей, из простого циркача, развлекавшего публику игрой на аккордеоне, ходьбой на ходулях и глотанием огня, превратился в миллиардера, способного купить себе турпутевку на орбиту Земли. Москва ждала его детище в гости ровно 25 лет: с 23 октября по 29 ноября 2009 года в "Лужниках" артисты Cirque du Soleil дают сказочное шоу "Varekai".

Здесь звезды не горят

Строго говоря, впервые цирк Солнца посетил российскую столицу в мае этого года во время проведения песенного конкурса "Eurovision": в финале шоу акробаты парили в нависших над "Олимпийским" диковинных конструкциях с водой, чем возвели московское представление в непревзойденную степень. Однако расценить этот гостевой визит как полноценное знакомство с Cirque du Soleil было бы опрометчиво: "солнечные" артисты способны на большее, хотя им и случается, как в случае с "Евровидением", время от времени оформлять своими выступлениями то "Оскар", то "Грэмми".

В "Varekai" один из номеров называется "Русские качели", а главную женскую роль исполняет эквилибристка Ирина

Спектакли цирка Солнца появляются на свет там, где он был рожден: в канадском городе Монреаль располагается главная сцена, туда приезжают со всего мира артисты и акробаты - пробоваться в шоу. Многие из них говорят по-русски: советская цирковая и акробатические школы дают о себе знать, и ее выпускников охотно берут в труппу, которая потом разбредается по миру с гастролями. В данный момент, например, по городам и странам показывают 15 программ - 8 из них кочующие, еще 7 - стационарные. Привезенный в Москву "Varekai" считается одним из самых русских спектаклей, здесь даже один из номеров называется "Русские качели", а главную женскую роль исполняет эквилибристка Ирина. Cirque du Soleil прославился стиранием границ между жанрами: этот цирк, точно гусеница, обернувшаяся бабочкой, избавился от корсета традиционной арены и задышал свободой улиц. Цирковые номера здесь замешивают на коктейле из актерского мастерства, элементов поп-культуры, свето- и видеоинсталляций, основ спортивной гимнастики. Для постановки шоу зовут именитых режиссеров и хореографов, но при этом под куполом шатра Cirque du Soleil не произносят имен артистов: каждый участник представления здесь служит не своей звезде, а общему солнцу - идее спектакля.

Энергия солнца

Одному из хореографов "Varekai", американцу Биллу Шеннону, при рождении был поставлен диагноз "дегенеративные тазобедренные суставы". Свое заболевание он победил танцем, создав уникальную технику пластического движения на костылях. Опоры калеки в его руках стали служить искусству, и клубного танцора, начавшего свою карьеру по традиции с улиц, прозвали "Мастером костылей". В шоу Cirque du Soleil на этой технике построен номер, который служит ключом ко всему действу: как бы низко и больно человек ни упал, каким бы убогим он себе ни казался, у него всегда есть шанс подняться. Для названия шоу "Варекай" выбрано цыганское слово, означающее "где бы то ни было". История, рассказываемая в спектакле, действительно могла произойти "где и когда угодно" и отсылает в равной степени как к древним мифам, так и к современности. Ее герой - упавший с неба Икар. Распростертого на земле юношу обнаруживают обитатели зачарованного леса. Оправившись от удара, он начинает наблюдать за ними и заново учиться - сначала ползать, затем ходить, потом бегать. Пробуждается к жизни и его ослепленная солнцем душа. 12 цирковых номеров - клоунада, жонглирование, икарийские игры, эквилибр, соло на ходулях, тройная трапеция, водяные метеоры, скользкая поверхность, лезгинка, воздушное кольцо и воздушные ремни, русские качели, полет в сетке - призваны вернуть герою утраченное мужество. Объективности ради стоит заметить, что зритель немногим отличается от Икара: артисты, работающие на сцене без страховки, демонстрируют торжество духа над законами всемирного тяготения, и, глядя на них, немедленно хочется поверить. И прежде всего - в себя.

ДНИ в Telegram