Иными словами, то, что хорошо для поклонников музыки, для самой музыки – смерть. Сейчас многие исполнители отказались от сотрудничества с музыкальными лейблами, чтобы иметь возможность продвигать свою музыку самостоятельно. Например, английская группа Radiohead выпустила свой последний альбом "In Rainbows" на собственном музыкальном лейбле, и в продажу он поступил через Интернет. Земфира, последовав этому примеру, распространяла пластинку "Спасибо", вкладывая ее в журнал "Citizen K" и через магазин сотовой связи. Иными словами, многие музыканты живо отреагировали на происходящее и попытались выгодно воспользоваться сложившейся ситуацией. Бари Каримович, который в то время вместе с группой "На-На" вынужден был уехать из Калифорнии, рассказал и про другие способы, используемые музыкантами для того, чтобы оставаться на плаву: "В этот же момент 11 сентября случился еще и бен Ладен, и американская музыкальная индустрия развалилась напрочь. Сегодня ее уже практически нет, потому что даже Мадонна ушла из звукозаписывающей компании, где работала больше 20 лет. Сейчас она работает в антрепренерской компании, называется она Life Music, то есть она на 10 лет подписала себя на гастроли – то, чего никогда американские музыканты не делали. Сейчас они зарабатывают, как мы: стоят на воротах на кассе и собирают там доллары в сумочку, потому что заработать на продаже пластинок сейчас невозможно. И по сегодняшний день после 2001 года не появилось ни одной фигуры вроде Мадонны, Майкла Джексона, Эминема, Элвиса Пресли и так далее – мегазвезды американской, которая могла бы работать по всей территории земного шара. Интернет, как огонь или атомную бомбу, невозможно повернуть обратно. Я лечился от депрессняка полгода до блевотины со своим психотерапевтом. Мы все были в ужасном состоянии, и я сказал ребятам: давайте так: хотите - останемся вместе, хотите - работайте в одиночестве, вдвоем, втроем". Тогда, однако, стали возникать очаги горения новых звезд, но та их часть, которая стала наиболее популярной, возникала на всем готовеньком: двойники Spice Girls, Земфиры, Muse и даже Deep Purple один за другим заполонили телевизионную ротацию. Алибасов привел в качестве примера любопытные цифры, говорящие о том, насколько велика разница между русской и западной поп-культурами: "Сегодня в России разрушена музыкальная и гастрольная индустрия и бизнес, гастролируют максимум 15-16 артистов, остальные все сидят на месте. Могу для статистики привести пример: в Англии живет 58 миллионов человек, на 58 миллионов человек 80 тысяч артистов, работающих в музыкальной индустрии. Причем работающих на мировом уровне. У нас – 140 миллионов населения. На 140 миллионов населения в нашем так называемом шоу-бизнесе (у нас почему-то не "музыкальная индустрия" называется, а "шоу-бизнес") работает всего лишь 3000 человек. Чувствуете разницу? То есть бездарная, тупая совершенно, нищая, бездуховная, не способная рождать талантливых людей страна, выходит, по статистике". Но, как признал и сам продюсер, категорично утверждать, что в России нет талантливых исполнителей, о чем говорит статистика, нельзя. Просто потому, что их никто не видит: "Безграничное количество талантливых людей. И все, их никуда не пускают! Просто перекрыто все. Потому что сегодня все монополизировано, никакой конкуренции - все в руках двух-трех человек. Как в советское время. Когда мы первый раз с "На-Ной" выехали за границу в 1989 году в Прагу, я не поверил своим глазам, сколько колбасы было на витрине. Я ничего такого не видел никогда в жизни! Не то что в Советском Союзе. Вот примерно так же у нас сейчас в музыкальной индустрии: ливерная колбаса и чайная. И больше ничего". Так или нет, но традиция просиживания штанов в андеграунде была сильна и в советское время, и сейчас: московские, екатеринбургские, петербуржские, ростовские и прочие коллективы до сих пор сидят в подполье, изредка выбираясь для концертов в клубах своего города или в гастрольные туры. Вероятно, выход есть – победа таких исполнителей зависит от любопытства самих слушателей – Интернет, ставший бичом музиндустрии, может стать и спасителем для любителей музыки. Достаточно просто кликнуть на кнопку "прослушать". А пока это не настолько интересно слушателям, в регионы России с концертами будет приезжать новый состав группы "На-На", восставшей из пепла времен.
Почему в России нет новых звезд
Ква
ртет "На-На" был первым русским бойз-бэндом в российской эстраде, сделанным по западному образцу. Два брюнета и два блондина поют ненавязчивые тексты о любви, беззаботности и терзаниях. Все не женаты, значит, как говорит их продюсер Бари Алибасов, "пусть голубые, но у поклонниц появляется надежда на то, что ребят можно перевоспитать". Тот же Бари Алибасов в 60-е организовал первую в России рок-группу "Интеграл", запрещенную, но успешно просуществовавшую 20 лет. Дни.Ру узнали, как связана группа "На-На" с кризисом в мировой и российской музыкальной индустрии.
Сейчас принято считать, что в "лихие 90-е" музыкальные стили в России только начинали развиваться и их деятели лишь на подступах к новому тысячелетию стали прорубать вековой лед советской эстрады. Но факты говорят совершенно о другом: именно тогда на пике популярности были такие разные коллективы, как группа "Мечтать", "Маша и медведи", "Мумий Тролль", "Метампси", "Tequilajazzz", "Блестящие" и "Иванушки International". Иными словами, при всем хаосе, происходящем в стране, слушателю было из чего выбирать.
Вот что рассказал об этом периоде знаменитый продюсер и шоумен Бари Каримович Алибасов: "90-е – это было время, когда каждый музыкант мог петь под свою волынку. Затем, в 1998 году, был дефолт, и мы в 1999 году уехали в Америку, потому что нам предложили местные импресарио. Но, к сожалению, в 2001 году произошло то, что сейчас произошло вообще с мировой экономикой – рухнула музыкальная индустрия напрочь. Ее не стало за три, за четыре месяца, когда появились первые файлообменники в Интернете и люди стали бесплатно скачивать музыку".
В 2001-м году произошло то, что сейчас произошло вообще с мировой экономикой – рухнула музыкальная индустрия напрочь. Ее не стало за три, за четыре месяца, когда появились первые файлообменики в интернете, и люди стали бесплатно скачивать музыку