Иван Дыховичный был схвачен за горло

None
23
сентября в зале кинотеатра "Художественный" произошло открытие Первого всероссийского фестиваля короткометражного авторского кино "АРТкино". Организаторы фестиваля обещают зрителям интересных молодых кинодеятелей в качестве режиссеров (таких, как Леонид Пляскин, например, уже завоевавший премии "Киношока" и "Питеркита") и взрослых маститых киномастеров в качестве жюри, например, Павла Лунгина, Павла Руминова и Ивана Дыховичного. Беседу с последним провели Дни.Ру. - Каким вам представляется этот фестиваль?
- Для меня это зарождение очень хорошего начала в людях. Раз в этом возникла необходимость – а она возникла, это же не начальство придумало – значит, это назрело и это не по велению политиков или каких-то там маргинальных людей. Это сделали вы все. И вот это мне интересно. Я посмотрел массу фильмов. Не могу сказать, что здесь большие какие-то шедевры, открытия. Но это не может быть иначе. Надо ждать, и прорыв индивидуальностей случится. Главное, что я чувствую, – что есть энергия, есть движение. - А у вас сейчас есть какие-то подвижки, проекты?
- У меня есть проект, который я снял, я бы сказал, очень живой проект, веселый. "Европа-Азия" называется, по братьям Пресняковым. Может быть, выйдет. Я его пока никому не показывал. Это абсолютный фарс такой, покруче, чем "Изображая жертву", пожестче. Другое кино совсем – я же вообще ни одну картину не повторил.

Я бы вообще все фестиваля закрыл, кроме "Арткино" и "Завтра"

- У Пресняковых есть классная пьеса "Пленные духи", а остальные – довольно странные, отчего вы взялись за их сценарий?
- Мне понравилось, что "Европа-Азия" – такое пафосное название, а все происходит на месте, где разрушенная стелла и стоит банда таких "разводчиков", отличная история. Все же думают, что эти люди бездельники, безыдейные, не создают, а только отнимают у людей. А что им было делать? Я тоже мог там стоять, мы все могли там стоять. Нам так уготовано было судьбой, а они вот так живут. Таня Лазарева играет в первый раз в кино. Шикарно играет главную роль. - Комедийная, характерная?
- Она не ломает там комедию, абсолютно серьезно все. Но забавно. Таню я давно хотел снять. Никогда с ней близко не общался, просто мне нравилась она. Я всегда понимал, что она не актриса – она личность. Она никогда не играет, не кривляется. Потом питерских людей посмотрел и в них не ошибся. Играет Хаев просто отлично. Девочка, которая играет у Гай Германики главную роль (Полина Филоненко, - прим. Дней.Ру) – она у меня до этого сыграла Красную Шапочку, она просто замечательная. Я когда выбираю артистов, не смотрю на школу – я вообще их не очень люблю. Те, кто учит, они учат ужасно – я с ними вместе учился на курсе. Моя жена снимала фильм про поступление в институт: они взяли всех, кого бы я не взял, и не взяли всех, кого бы я взял. Это феноменально! Уже много лет эта неправильная система – ужас! Набирают фальшь – всех, кто любит поговорить. И не берут тех, у кого есть данные, но они стесняются, хотя в них есть человек, персонаж. Но нет! У всех девочек большая грудь и длинные ноги, все мужики брутальны или еще какая-то дикая пошлость. Есть исключения, но… Давайте посмотрим на американское кино. Представляете, какая палитра актеров, героев? От и до. - Но там ведь одни типажи!
- Да, правильно, типажи. А у нас типажи есть только случайно прорвавшиеся! Вот Панин – это случайно прорвавшийся персонаж. Я предпочитаю таких людей. Они абсолютно другие. Вообще, в кино человек актером может и не быть. Если он не раскрылся, но в нем что-то есть, я вижу это сразу. - А вы видите среди современных режиссеров достойных представителей?
- Вижу, конечно. Хлебников отличный режиссер. Народу хорошего в нашем кино сейчас много – я просто не все кино люблю, которое они снимают, но это же не значит, что они неспособные люди. Германика мне очень нравится, я за ее картину голосовал. Она честный человек – снимая фильмы, она говорит о том, что знает. И говорит об этом брутально. Она ничего не преследует, по ней не видно, чтобы она меня чем-то пугала, и мне абсолютно не страшно. - Разве сейчас в кино не нужно быть литератором?
- Нет. Вот послушайте, какие диалоги у Германики – я думаю, была какая-то жизненная основа. Они все разговаривают нормально. Это была полная импровизация. Но она выиграла эту игру. - Германика судила фестиваль "Киношок", кстати. Вам не кажется, что фестивалей много сейчас стало?
- Да, много. Я бы вообще все закрыл, кроме этого - "АРТкино" - и "Завтра". Я никогда не любил фестивалей. Пустые диалоги, пьянки, люди и все остальное – я это могу сделать в любое время и с другими, более интересными людьми. Там ничего не происходит – никто не смотрит кино и ничем не интересуется. Вот смотрели вы "Каменную башку"? Ну это же просто обдолбанный человек, дурак – кого он дурит?! Неправда ничто! - Кино вообще иллюзия.
- Это не совсем иллюзия. Разве не было у вас какого-то чувства в кино, когда за горло хватает? Иллюзия – когда простыня висит перед вами, и вы плачете. Но надо знать, что ты хочешь сказать. Но в кино занимаются не этим - все что-то выбивают. Все хотят деньги зарабатывать, все хотят успеха. Но нельзя все время думать только об успехе! Меня в последний раз за горло хватало после Коэнов, на фильме "Дни Джесси Джеймса" (1939, реж. Джозеф Кейн – прим. Дней.ру). Я не плачу, просто я понимаю, что я перестаю видеть это как профессионал. Это виртуозно. У нас виртуозы тоже есть, но что они хотят сказать, я не понимаю. Я стар, и еще застал то время, когда было иначе. Сейчас смотришь на современных кинодеятелей – они никуда не ходят. Что они, боятся запаха туалета? Боятся других людей? Кто они такие? Генералы? Но это многим нравится – и много таких фильмов выходит. "Гитлер, капут!" – ну что это? Пусть оно идет, конечно, но…700 копий! Это же дикая пошлость – пускать такую картину! Все еще обсуждали картины с Костей Хабенским - "Дозоры". И все-таки в ней есть какая-то мысль. Какая-то! Тимур Бекмамбетов, конечно, такой человек: хотел в Голливуд – попал в Голливуд. Чем его картина отличается? Ничем. Я очень категоричный человек. - Вы имеете право…
- Даже если не имею права, я имею право хотя бы так себя выражать. Меня многие не любят. Но я ничего не скрываю и не скажу про плохую картину, что она хорошая.

ДНИ в Telegram