Кристина Буожите, литовский режиссер, получила специальный приз жюри – стеклянную статуэтку "Колючий глаз": ее фильм "Коллекционерша" был награжден "за попытку художественного отображения проблем человеческой психики средствами киноязыка". Приз киножурналистов также завоевал "Осенний бал" Ыунппуу - "за ощущение космоса в отдельно взятом микрорайоне". А вот награду "Go East" и Фонда культуры Роберта Боша получила Екатерина Суворова за шестиминутную киноленту с запоминающимся названием "Ж". Теперь Екатерина, обойдя отборочный тур, поедет в Германию, Висбаден, чтобы продолжить киноборьбу – или начать сотрудничество – со своими немецкими коллегами. Картина Леонида Пляскина "Высокие чувства", уже покорившая Санкт-петербургский фестиваль студенческих киноработ "Питеркит", покорила и жюри Высших режиссерских курсов во главе с Андреем Николаевичем Герасимовым, ректором этого учебного заведения. С формулировкой "За высокий студенческий профессионализм" и с пожеланием "Крутись!" Андрей Николаевич вручил Пляскину статуэтку-кольцо. Самое бескомпромиссное и иронически настроенное жюри – жюри конкурса "Кино без кинопленки" во главе с Павлом Лабазовым, Михаилом Трофименковым и Владимиром Логутовым - преподнесло приз эстонцу Владимиру Логинову. Картина "Свадьба для чайников", в которой в режиме реалити-шоу была пошагово снята подготовка двух молодых русскоговорящих эстонцев к свадьбе, получила награду "за люмьеровскую наивность в эпоху новейших технологий". Фильм "Фантомас снимает маску" Андрея Кагадеева и Николая Копейкина был награжден "за смелость и наглость, с котором была закрыта тема Фантомаса в кинематографе". А вот Гран-при конкурса получил семидесятиминутный фильм Евгения Митты "Олег Кулик – вызов и провокация". Напоследок Трофименков передал от режиссера Валерии Гай Германики, также состоявшей в жюри, извинения за то, что она была вынуждена отлучиться на съемки, так и не дождавшись конца фестиваля, плюс отдельный привет от ее собаки Мони, разумеется. Победителями в короткометражном конкурс "Границы шока" стал эстонский фильм "Черный Петер" - "за изящный стиль и точность психологического портрета", а также двадцатипятиминутный "Травматизм" Натальи Меркуловой. Гран-при взяла получасовая пленка "Три матери и хор" Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой. Этот игровой и документальный фильм о судьбах матерей и их детей хоть и вызывал некоторые споры, практически с самого начала фестиваля претендовал на этот приз. В конкурсе для самых маленьких "КиноМалыШОК" победили Валерий Пендраковский с фильмом "Бегущая по волнам" и Дарья Мельникова – за главную роль в фильме "Золушка 4х4", а за лучшую режиссерскую работу с детьми наградили Евгения Юликова за картину "Невинные создания". После прозвучала ганаусская народная песня "О, глан", и церемония награждения подошла к кульминации. Андрей Георгиевич Битов, председатель жюри, отметил, что работать в этом году было трудно в связи с событиями в мире, однако выбор был сделан. Специальный диплом большого жюри получили сценаристы грузинского фильма "Сваны" Сосо и Бадри Джачвлиани, Амиран Долидзе и Эка Джангвеладзе с формулировкой "за обращение к теме "Не убий". Приз за лучшую мужскую роль был вручен Сергею Романюку, сыгравшему в балаяновских "Райских птицах" – сам артист на фестиваль приехать не смог. За лучшую женскую роль в полнометражном фильме приз получила Марина Блейк за игру в "Сезоне туманов " Анны Чернаковой. Приз за лучшую операторскую работу в полнометражном фильме получила мелодраматичная картина Татьяны Фирсовой "Кипяток". Приз за лучший сценарий получил Эрнест Адажапаров за драматургию "Светлой прохлады", а приз за лучшую режиссуру получила ранее уже удостоенная награды картина Кристины Буожите "Коллекционерша". Сделать из главной награды фестиваля интригу, однако же, не удалось. Было очевидно, что по своим кинематографическим, драматургическим и актерским параметрам лучшей картиной фестиваля являлся "Осенний бал" Ыунпуу. Сам режиссер приехать на "Киношок" не смог, так что все призы выходил забирать Райн Тольк, растерянный от безостановочного потока острот, которые обрушивал на его светлую голову ведущий фестиваля. Таким образом, как верно сказал Андрей Битов, вручая статуэтку "Золотая лоза", "Латвия, Эстония и Литва выжимают все соки, хоть и не виноградная страна". Затем на сцене танцевали балерины, после чего XVII Открытый международный фестиваль "Киношок" Виктор Мережко объявил закрытым.
Эстония атаковала "Киношок"
21
сентября, в воскресенье, на Театральной площади города Анапы прошла церемония награждения и закрытия фестиваля "Киношок". О том, кого не миновала раздача слонов, рассказывают Дни.Ру.
Этим летом на Кубани был собран небывалый урожай, о чем не преминул заявить ведущий церемонии закрытия XVII Открытого фестиваля "Киношок" стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Президент фестиваля Виктор Иванович Мережко рассказал, как хорошо было объединить в одном месте столько замечательных профессионалов кинематографа, и провозгласил церемонию награждения открытой.
Первые призы – Гильдии кинокритиков – вручали кинокритик Леонид Павлючик и кинообозреватель Ольга Галицкая. С формулировкой "За изобретательно сложенный кинопаззл из уникальных человеческих лиц и судеб" почетный приз отошел "Осеннему балу" эстонского кинорежиссера Вейко Ыунпуу. Забегая вперед, скажем, что кинокритики - не единственное жюри, признавшее за картиной прибалта первенство. Второй приз Гильдия предназначила хоррору россиянина Владимира Зайкина "Пятница, 12" - "за иронию новаторства и черной пародии".
Отдельный приз получил мультипликатор Михаил Алдашин со своей трехминутной лентой о бумажной птичке - "Маленький фильм. Black Bird". Картина была снята на обычный фотоаппарат, и, награждая Алдашина, Виктор Иванович Гукасов указал, что "произведение подчеркивает, что необязательно иметь шикарную аппаратуру, чтобы сделать качественный фильм". Так и звучало: "За изящество и лаконизм в исполнении темы".
Было очевидно, что по своим кинематографическим, драматургическим и актерским параметрам лучшей картиной фестиваля являлся "Осенний бал" Ыунапуу