В 60-е Уорхол уже был довольно взрослым человеком и даже после работы над диптихом Мэрилин Монро не сразу стал знаменитым. Его визитная карточка – банки Кэмпбэл – сделали ему известность только в 1968 году, и уже тогда он организовал свою "Фабрику", в которой взрастил и Лу Рида, и свою будущую убийцу Соланас. В то время когда Уорхол взялся за Velvet Underground, шотландец Джон Кейл и бруклинец Лу Рид были известны только в узких кругах. Действительно, сложно представить экспериментальную скрипку и немного фолковый вокал Кейла и Рида в более надежных руках. Рид, некоторое время бывший любовником Уорхола, настолько напитался разряженным воздухом сексуально раскрепощенной "Фабрики", что его поздние авангардные поиски и слегка андрогинный вид до сих пор поддерживают на плаву лодку его популярности. А пока Рид и Кейл не занялись сольными проектами, сам Уорхол в 1977 году основал легендарный ночной клуб "Студия 54" (Studio 54) на углу 254-й и 54-й Стрит в Нью-Йорке – на его сцене впоследствии делали шоу и "Роллинг Стоунз", и Сальвадор Дали, и Ричард Хелл, автор Blank Generation - "Пустого поколения" – альбома, переменившего рок-музыку и давшего начало панк-року. Свою кинодеятельность Уорхол развернул по системе шокотерапии с первой же короткометражки, снятой совместно с Полом Моррисси. Картина 1972 года "L’Amour" ("Любовь"), где впервые вне порнографического жанра показали оральный секс гомосексуальной пары, стала своеобразным "7 ноября" сексуальной революции. Кстати, сам Моррисси впоследствии поставил фильм "Дракула Энди Уорхола" и "Франкенштейн Энди Уорхола", в котором его друзья Роман Полански, Витторио де Сика и другие разыгрывали сюжет о наркомане-монстре. Кстати, именно в 70-х Уорхол ударился в эксперименты с диэтиламид d-лизергиновой кислотой, или ЛСД – единственным, что объединяло его с чуждым ему пацифистским движением хиппи. Легс Макнил в своей книге "Прошу, убей меня" (по надписи на рваной футболке Ричарда Хелла) использовал образ Уорхола как отправную точку в череде наркотическо-эротических повествований о жизни американского авангарда. В 80-е, когда критическая масса коммерческого искусства во всех культурных слоях Америки и Европы достигла своего апогея, Уорхол начал спекулировать на ранее успешных идеях: портреты деятелей искусства и политики, сделанные по принципу диптиха Монро, Мао и Джаггера, продавались на ура. В то же самое время Энди увлекся экспрессионизмом и голливудским гламуром. Последнее было даже более типично для музыкальной сцены – транс-легенды глэм-рока New York Dolls, продюсером которых выступал одно время Малькольм Макларен, были в то время на пике своей популярности. При всем своем имидже эксцентрика Уорхол большую часть жизни был убежденным католиком. Когда 22 февраля 1987 года после ранения в легкое и сердечного приступа Энди умер, его похоронили на Баптистском католическом кладбище Святого Джона в американской Пенсильвании. И хотя одной из его самых знаменитых фраз была "I am from nowhere" - "Я из ниоткуда", точку, к которой он пришел, знают все: гений современного искусства.
Уорхол воспитал собственного убийцу
Зач
инщику сексуальной революции и создателю самых дорогих консервных банок в мире 6 августа исполнилось бы 80 лет. О том, что натворил в течение жизни экзальтированный гений поп-арта, напоминают Дни.Ру.
С тех пор, как Валерии Соланас, стрелявшая в Уорхола, умерла от эмфиземы в гостинице для бедных в Сан-Франциско, прошло двадцать лет, но толки о том, что Уорхол сам спровоцировал одну из участниц "Фабрики" на убийство, не утихают до сих пор. Соланас мотивировала свой поступок тем, что Энди слишком хорошо контролировал свою жизнь и все происходящее – и выстрел был единственным, что могло внести хаос в концепцию его планов. Трудно представить более абсурдной мысли, учитывая, что сам Уорхол был зачинщиком такого количества беспорядков, что слово "китч" было возведено в ранг искусства.
Но еще сложнее не признать, что само искусство абсурда выросло из очень строгой классической схемы, и стоит нарушить некий внутренний алгоритм абсурдистского действия или логику абсурдистского искусства, как они грозят превратиться в бессмыслицу. Точно так же и Энди Уорхол, прежде чем сделать шаги в сторону новаторства, постигал академическое искусство и азы живописи в Школе Искусства в Институте технологии Карнеги.
В растянутом свитере, заляпанном масляной краской, за годы своего обучения Уорхол так и остался непонят сверстниками и учителями, тем более что рисовал он довольно посредственно. На третьем курсе он заболел скарлатиной и вынужден был в течение длительного времени перемещаться из больницы в больницу. Недуг оставил Энди пигментационные пятна и колоссальный медитативный опыт, который впоследствии он использовал в создании своих знаменитых кислотных рисунков.
Картина 1972 года "L’Amour" – "Любовь" – где впервые вне порнографического жанра показали оральный секс гомосексуальной пары, стала своеобразным "7 ноября" сексуальной революции