Московская мечта
В гигантской квартире на втором этаже старинного столичного дома с самого утра щелкает "хлопушка" и настроены осветительные приборы. Здесь вот уже второй день создают короткометражный фильм "Шаболовка" – один из тех двадцати, что войдет в состав полнометражки под названием "Москва, я люблю тебя". На этот раз за дело взялся мастер грузинского артхауса Ираклий Квирикадзе, известный как режиссер частично "немого" и "документального" "Пловца" и сценарист фильма "Андерсен. Жизнь без любви". Ираклий Михайлович прежде уже снимал короткометражное кино – в 1971 году вышел 25-минутный "Кувшин", смешная история про человека, застрявшего в огромном кувшине из тех, в которых хранят вино в амбарах Кахетии. "Сейчас уже многие не помнят этого, - рассказал Квирикадзе Дням.Ру, - потому что, естественно, отношения с Грузией очень напряжены и все, что раньше когда-то нас – с одной и с другой стороны – радовало, куда-то исчезло. Но возвращение в короткометражное кино для меня более чем радостное событие". "Мне предложили написать сценарий, – продолжает он. – Но я графоман, поэтому сочинил три истории сразу, и они понравились продюсерам. Все три задействованы: одну я сам снимаю – мы уже завершаем, другую будет снимать Джорджадзе, более чем известный режиссер, оскаровский номинант. И третью новеллу будет снимать Бахтиар Кудыйназаров, мой большой друг и замечательный режиссер".Сюжет, за который взялся Ираклий Квирикадзе, - история провинциала, приехавшего в Москву из Абакана, чтобы заниматься банковской деятельностью. "С ним происходит нелепая ситуация, почти что анекдотичная: он в чем-то заподозрил свою жену, а оказалось, что это совсем не так. Нет смысла рассказывать до конца, потому что это анекдот. Это такая трагикомедия. В маленьком сжатом сюжете, насыщенном комическими ситуациями, проявляется характер нашего молодого героя, у которого большое будущее. Москва, как магнит, тянет всех, и о таком тяготении мы и рассказали. Когда-то я был сценаристом фильма Дениса Евстигнеева "Лимита", и там мы подробно расписывали-разыгрывали историю "лимитчиков" - тогда было такое понятие. А сейчас сюжет другой, но состояние героя примерно то же". Интерьер, в котором проходят съемки, совершенно аутентичен – настоящая просторная московская квартира с высокими потолками и пятиугольной кухней. Как отголосок времени и места на одной из стен среди кафеля и баночек с крупами висит постер Moscow Doesn’t Believes In Tears - "Москва слезам не верит" - название, написанное по-английски, напоминает о том, что на дворе двадцать первый век и Москва, как Вавилон, объединяет народы и языки. В подтверждение этому одна из картин на противоположной стене изображает достроенную до конца Вавилонскую башню. "Вавилон не только разрушительная, но и созидательная сила. Была ведь мечта достроить это до Луны, дотянуться до идеала", – говорит Ираклий. Исполнитель главной роли актер Федор Лавров, репетируя сцену разговора с мамой по телефону, носится по кухне с дымящейся сковородкой и переставляет фигуры на шахматном поле. "Мне не хотелось брать в кино замелькавшихся персонажей, - объясняет свой выбор артиста режиссер. - Хотелось видеть свежие лица. Поэтому я взял на главную роль Федю Лаврова – еще раз сейчас убедился, что выбор мой был точен. Он снимался в игровом фильме про Анну Ахматову – картина, имеющая ко мне некоторое отношение: ее режиссером была моя дочь. Там играет пожилую Анну Ахматову великая немецкая актриса Ханна Шигула – наизнаменитейшая звезда Фасбиндера. Ее партнером был Федя Лавров, человек, который по роли бегал за ней по пятам. Он мне так понравился, что я пригласил его к себе - думаю, я не прогадал".
Сам Федор родом из Санкт-Петербурга, но говорит, что участие в таком фильме дает ему шанс рассказать о своей симпатии к Москве: "Есть понятие "американской мечты", так же есть понятие "московской мечты": приехал парень из провинции и стал всем. Это один случай из тысячи. Москва - город огромных возможностей, здесь спора нет никакого. Но у каждого складывается все по-разному". "Ни для кого не секрет, что у петербуржцев есть некоторое снобистское отношение к Москве, такая прохладца. Это совершенно нормально – как у русских с украинцами, испанцев с португальцами. Москва и Питер – вечный спор и недомолвки. Но этот фильм – возможность сказать, что я очень хорошо отношусь к Москве, нет никакой асинхронии, я от этого свободен и не вижу больших разделений между этими двумя городами", - говорит Федор. Екатерина Крупенина, исполнительница главной женской роли, добавляет: "Только в Москве подобная история может случиться, в этом принцип большого города – с его чередой совпадений в бешеном ритме мегаполиса". Екатерина училась у Петра Наумовича Фоменко приему "легкое дыхание", позволяющему даже сложные темы пронести через всю постановку красиво и нескучно. Именно это помогает актрисе быстро вжиться в роль – даже несмотря на то, что Ираклий Михайлович меняет ход действия несколько раз в течение одного дня съемок. И правда, рассказ о Москве должен быть живой, ведь неслучайно Квирикадзе позволяет артистам импровизировать. "История легкая, что-то в ней есть от хорошего примитивизма – как в живописи, что-то простое, теплое, понятное, без зауми – наивное искусство", - рассказывает Федор Лавров. Сам Ираклий Квирикадзе отзывается о Москве с любовью: "Я люблю Москву, жизнь моя с ней связана. Много бываю всюду – и на Западе мне приходится жить и работать, и в Грузии моей родной, и Москва для меня абсолютно родной город, я москвич с 1968 года – когда во ВГИК поступил. Потому что Москва в моем сердце – это любовь, юность, молодость, студенчество, первые фильмы – все связано с Москвой". Режиссерский состав всего проекта впечатляет – это и Алла Сурикова, и Сергей Бодров, и Егор Кончаловский, и Георгий Параджанов, и Иван Охлобыстин, и даже Артем Михалков. Весь съемочный процесс будет продолжаться до конца осени. А пока возгласы "Камера. Мотор!" раздаются на разных языках, но по одному и тому же поводу сразу в нескольких точках планеты.