Что новенького: бэтмобиль, как это ни странно, тоже можно вывести из строя, однако даже в этом случае четырехколесный бронированный друг человекомыши способен на чудесное превращение - откинув лишние детали, железный конь становится бэтбайком. Нуаровский город-призрак Готэм середины прошлого века из первой части за каких-то три года съемок перемахнул лет этак 50 и разросся во второй части типичным мегаполисом начала двадцать первого века. У Джокера в исполнении Джека Николсона в "Бэтмэне" Тима Бертона грим на лице был аккуратнее. Где-то мы это уже видели: густой грим на лице актера дважды успешно доводил до оскаровской номинации Джонни Деппа - этим взлетам в карьере артиста способствовала художественная мазня на его лице в "Пиратах Карибского моря" и "Суинни Тодде, демоне-парикмахере с Флит Стрит". До Джокера и его банды смертников ограбление в масках совершали бравые дружки героя Роберта де Ниро в "Схватке" Майкла Манна, из "Схватки" также позаимствован один из актеров - Уильям Фихтнер. Совсем недавно подмену главной актрисы можно было наблюдать в "Мумии: гробнице Императора драконов". Наконец, душевные метания героя комикса и обманутого им друга аналогичным образом воспроизводились в третьем "Человеке-пауке". Фильмы из этой серии: "Бэтмэн", "Бэтмэн и Робин", "Бэтмэн навсегда", "Бэтмэн возвращается", "Бэтмэн. Начало". #{video} Второй фильм из трилогии Криса Нолана про человекомышь довольно сложно воспринимать без внешних примесей: картину выпустили в США еще месяц назад, и с тех пор по миру несется девятый вал из зашкаливающих по эмоциям отзывов и сообщений о рекордных кассовых сборах. Штормовая ситуация вокруг этого проекта усугубляется зародившимся еще в январе тайфуном, который ко времени выхода фильма превратился в настоящий смерч, убирающий со своего пути скептиков, точно травинки - с безразиличием газонокосилки: в начале 2008 года тело актера Хита Леджера, главного злодея фильма "Темный рыцарь", было обнаружено бездыханным в его собственных апартаментах. К этому стоит прибавить и начальную космическую скорость, набранную первой частью - фильмом "Бэтмэн. Начало". При подобных составляющих, действительно, трудно сохранять здравый ум и трезвый взгляд при просмотре картины. И все же - во всей этой сумасшедшей гонке с конечной станцией "Оскар-2009" пора нажать на стоп-кран. Этот фильм не про Бэтмэна, даром что он снесен из названия впервые за всю историю фильмов про этого персонажа - его и в кадре-то постольку-поскольку. Кристиан Бэйл в 2005 году сделал практически невозможное - ввел своего изрядно затасканного по фильмам и сериалам киногероя в высшую касту: кто бы мог подумать, что человекомышь можно сыграть как глубокую психологическую роль. Даже в тех моментах, когда лицо актера скрывала черная маска, мускулы его челюсти отрабатывали внутренний образ на 200 процентов. В "Темном рыцаре" Бэйлу выпало изобразить декоративно-прикладные функции: в истории про то, как город, любимая да и сам Бэтмен отторгают своего героя, вся внутренняя ломка Уэйна передана редкими кадрами, в которых лицо актера без резиновой маски приобретает выражение задумчивости, все остальное время на экране мы видим либо собственно маску, причем с затылка, либо повторяющиеся планы парящего над городом Бэтмэна - иными словами, фактически бумажного солдатика. Тот киноязык, на котором Крис Нолан заговорил со зрителем о летающем мужчине в черном трико и маске с ушками, как видно, исчерпал себя еще в первой картине. Выступив хирургом затертого образа, режиссер в 2005 году сделал Бэтмэну трепанацию черепа: он стал первым, кто разжевал героя в диетическую кашицу - от детских страхов, максималистских юношеских обломов до подробного детального анализа зарождения самого знаменитого в мире костюма, и все на полном серьезе. Он вертел персонажа на экране, точно игрушку, одевая и раздевая ее, выгибая ей руки и ноги, заставляя рассмотреть и запомнить - его Бэтмэн в унаследованной от Бертона готичной атомосфере стал самым реальным из всех предшественников. Нолан точно расписался в его медицинской карте: Бэтмэн жив и будет жить. И, в общем-то, глупо было бы с этим спорить, когда бы второй фильм не вышел другим боком: человекомышь тут отдает нафталином, а жив и будет жить совсем иной. Стоило ли апгрейдить Готэм до образца современного Нью-Йорка, вытравляя из города его полумифичность - так, что новый облик места действия только подчеркнул всю бесполезность существования героя-одиночки в заданной чересчурреальности? Нолан в стремлении оторваться от бертоновских опытов с Бэтмэном рифмует фильм со "Схваткой" Майкла Манна и, сам того не желая, приносит в жертву главного персонажа: эффект "здесь и сейчас" производит подмену слагаемых - герой становится условной декорацией происходящего, Бэтмэн как фон, на котором проступают очертания чужой истории, подозрительно смахивающей интонациями на третьего "Человека-паука". От старого доброго "Начала" только и остался что дворецкий Альфред (Майл Кейн), доигрывающий за человека в маске утраченную тем сложносочиненность образа, как это происходит после гибели возлюбленной Уэйна: старик готовит падшему герою завтрак и решает за того гамлетовский вопрос - давать подопечному прощальное письмо Рэйчел с признанием в любви другому или пусть чувства ушедших останутся невскрытыми. Этот фильм, конечно, реквием - и в этом его главная заслуга, причем вряд ли благодарить за это нужно Нолана. Жизнь срежиссировала так, что повисающий в финале над пропастью Джокер будет звучать прощальным аккордом в сердцах зрителей - после съемок в этом фильме Хит Леджер сорвался в пропасть, из которой не может быть возвращения. Каждый, кто смотрит на кривляющегося, жующего язык, пришептывающего, дергающегося Джокера, словно продлевает жизнь актера, в которой его самого уже нет. Посмертный "Оскар", который прочат Леджеру в Голливуде, станет лишь рамкой для эпитафии, написанной его финальными ролями: предпоследней в фильме с говорящим названием "Меня здесь нет", последней в "Темном рыцаре" и недоигранным посткриптумом в "Воображариуме". Поэтому забудьте о человекомыши - Леджера-Джокера в халатике медсестры, уходящего с пожарища и по-детски удивляющегося, почему не срабатывает детонатор, нельзя пропустить. А Бэтмэн к вам еще прилетит.
Смертельный номер Хита Леджера
Пос
ле смерти Хита Леджера тем более затруднительно со стопроцентной определенностью сказать, по какой причине второй фильм Криса Нолана о приключениях Бэтмэна стал для мирового кинематографа своего рода атомной бомбой. Стоит ли приумножать олимпийские рекорды "Темного рыцаря" в прокате, рассказывают Дни.Ру.
О чем: Пока миллиардер Брюс Уэйн, он же Бэтмэн, он же Темный рыцарь Готэма (Кристиан Бэйл), пытается осознать свою роль в системе правосудия и в сердце любимой женщины (Мэгги Гилленхолл вместо миссис Том Круз - Кэти Холмс), ловкий психопат с размалеванным лицом и визитками в виде карты с джокером (Хит Леджер), устроив стрельбу с погромами и украсив помещение трупами, вывозит из банка на школьном автобусе мешки с миллионами баксов. Подвиги в жизни Бэтмэна тоже как будто начинаются за здравие: человекомышь буквально на крыльях ужаса похищает в ночи из башни мафиозного бухгалтера. Но тут Джокер с вечной ухмылкой идиота на лице клоуна очень некстати выходит на мафию с предложением человекомышь устранить.
Неприятный тип этот оказывается настолько непредсказуемым противником, что жертвы на поле боя между ним и Бэтмэном падают одна крупнее другой. А тут еще и любимая подводит - отдает свое неверное сердце красавчику прокурору, которому все это время наш герой втихую пытается передать свои рыцарские дела: чтобы наконец вздохнуть свободно и зажить по-человечески Брюсом Уэйном. Близкое счастье главных действующих лиц без церемоний разбивает Джокер, самого его, правда, ждет не лучшая участь, но это уже никому не поможет - ни красавчику, ни Бэтмэну, ни их одной на двоих возлюбленной.
Посмертный "Оскар", который прочат Леджеру в Голливуде, станет лишь рамкой для эпитафии, написанной его финальными ролями