Режиссер распял артиста

None
Реж
иссер Игорь Ворцкла снял эротическую трагикомедию "Закрытые пространства" об инфантильных молодых людях, страдающих от детских комплексов. На премьере интригующего видео в кинотеатре "Художественный" побывали Дни.Ру и первые зрители. О чем: Девушка из состоятельной семьи по имени Вика (Мария Машкова) устраивается на работу разносчицей пиццы, чтобы быть независимой от нелюбимого отчима. Выполняя очередное поручение, Вика приходит в дом к симпатичному молодому человеку Вениамину (Леонид Бичевин), который тут же с порога заявляет, что собирается ее изнасиловать, а когда она пытается убежать, дверь оказывается запертой. Все последующие игры Вени и Вики в кошки-мышки перерастают в садомазохистские выходки с экзаменовкой по русскому и математике на раздевание, повешением, связыванием, открыванием потайных дверей в шкафу и кровопролитием. Все это перемежается вставными сюжетами: беседа Вениамина с психологом (Александр Ф. Скляр), сцены из жизни Вики в бытность ее работы официанткой, попытка пьяного самоубийства, гомосексуальные разборки. Оказывается, Веня страдает от хронического страха открытых пространств, причина которого кроется в тяжелом детстве героя, и излечить его от недуга теперь может только Вика. Что новенького: Александр Ф. Скляр в роли практикующего психолога – наверное, лучшая материализация мысли о том, что музыка лечит. Где-то мы это уже видели: В "Хрониках Нарнии" Люси тоже открыла дверь платяного шкафа, что и привело к ее необычайному путешествию по сказочной стране. Фильмы из этой серии: "Мечтатели" Висконти, "Клуб Shortbus" Джона Кэмерона Митчелла, "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Во времена Золотого века русские писатели создавали произведения, ориентированные по большей части на европейские каноны. В Серебряном русофилы и империалисты стремились отхватить кусочек уходящей эпохи, и Блок подвел черту своим "Да, скифы мы! Да, азиаты!". В новом тысячелетии в умах властителей пера забурлила кровь обоих литературных поколений, что произвело на свет опасную компиляцию, единственная интенция которой заключается в написании "чего-то странного". Странные стихи, отголоски кубофутуризма, и странная проза, пришедшая от почвенников, водят хороводы вокруг несчастного современника, кружа ему голову своей непонятностью, сбивая с толку путаностью.

Cкладывается впечатление, что наиболее талантливых выпускников литературных вузов после получения диплома отстреливают или вербуют в КГБ

Лозунг "Искусство ради искусства" времен Второй империи Франции сегодня оказался весьма удобным оправданием для всех любителей вольной интерпретации основополагающих жизненных понятий, и странные человеческие особи взялись выдумывать странные тексты, по которым странные режиссеры теперь снимают свои странные фильмы. Для чего существует сценарный факультет ВГИКа, остается непонятным, потому что большая часть концептуальных историй, по которым ныне снимается кино, кажутся созданными людьми, к искусству, литературе и вообще жизни на планете Земля отношения не имеющими никакого. Вот и после просмотра фильма "Закрытые пространства" складывается впечатление, что наиболее талантливых выпускников литературных вузов после получения диплома отстреливают или вербуют в КГБ, а те, кто остается в живых, пишут свои странные сценарии. Так и стоит перед глазами картина: в темной комнате на высоком стуле восседает режиссер картины Игорь Ворцкла в окружении съемочной группы и вещает в рупор: "Я думаю, агорафобия! Геи! Детские комлексы! Потеря близкого! Инцест! БДСМ!", а его адепты молча внимают и мотают на ус. Проходят месяцы создания фильма, мучительный постпродакшн, монтаж, и после просмотра полученного режиссер и сценарист в одном лице заключает: "Это Франсуа Озон!" И дальше - как у Чехова в "Драме": "Папенька (стремительно хватая его за фалду). Постойте! Рад! Счастлив! Благодетель мой! Фалда (жалобно). Трррр... " Переходя с метафорического языка на обычную наррацию, фалда олицетворяет зрительское терпение. В уста артистов вложены фразы, сконструированные настолько неестественно, и мысли такие нелогичные, что играть их представляется катастрофически невозможным. Действия героев кажутся недописанными, судьбы героев слишком схематичны, так что попытка экспериментального арта выливается в череду бессвязных нелепостей. До конца картины помогают дожить только музыканты – Александр Ф. Скляр, создатель легендарного "Ва-Банка", неожиданно появляющийся в фильме в роли психотерапевта, да Леонид Федоров, основатель "АукцЫона", украсивший своей музыкой киноленту. Первый немногословен и скуп на мимику и, кажется, внутренне зажат и слегка мизантропичен – настоящий психолог. Второй разыгрывает за кадром такой инструментальный карнавал, что одним этим создает напряжение, которого нельзя достичь, сосредоточившись исключительно на визуальном ряде. К чему приведет заявленная с первых кадров перепалка Вики и Вени, становится понятно практически сразу же, вот только слегка скомканная концовка нервирует своей поспешностью – подобное невнятное завершение обычно является признаком непродуманности истории. Должно быть, множество еще будет замарано бумаги, прежде чем деятели искусства научатся творить в соответствии с некоей концепцией, а не выдавать за модную эклектику отдающий душком винегрет. Евгения, зрительница: Кино понравилось, оно действительно отражает какие-то наши поколенческие штуки – неполные семьи и во что это выливается. Позабавил образ психотерапевта, поскольку я человек, близкий к психологии и ко всяким терапевтическим практикам. Независимо от Скляра, к которому я отношусь с большим уважением, этот образ хорошо прописан. Радует, что Александр пробует себя в новой ипостаси. В целом интересно. Лев, зритель: Низкобюджетный фильм с плохо проработанным сценарием, слабой игрой актеров – хотя случаются и приятные моменты, симпатичные эпизоды. Диалоги надуманы, сюжет надуман и Озоном тут и не пахнет – а на него тут претензия.

ДНИ в Telegram