Лицом к лицу
Клуб Ikra, ночь с 26 на 27 июля, 01:40 Было далеко за полночь, когда чисто выбритый жилистый японец в темном поло вышел на сцену клуба Ikra. На узкой площадке танцпола теснились сотни людей - от только что вступивших в пору юношества до меломанов, старшие из которых годятся мне в дедушки. Сам Краш, кстати, годится мне в отцы, хотя, глядя на его погруженность в дабстеп и 8bit – сравнительно молодые интеллектуальные электронные направления, не скажешь, что он родился в 1962-м. Жесткий, слегка металлический звук пластинок царапал мелодичный эмбиент и резковатый хип-хоп.
Те, кто не смог попасть на концерт, ждали Kemuri – микс, построенный на шуме и этнических мелодиях, но они и подумать не могли, что Краш сыграет еще и софт-версию Organ Donor – клавишную и сэмплированную композицию, которую сотворил еще Dj Shadow – человек, впервые в истории музыки выпустивший полноценный альбом из сэмплов, также один из отцов Scratch’a – манеры игры и одноименного фильма о королях винила. С Dj Shadow Краш сотрудничал уже будучи признанным музыкантом, и такой плагиат – своеобразная ирония над коллегой по цеху. За спиной Krush’a разворачивался совершенно бесполезный видеомонтаж от русского виджея Antishanti – любительницы урбанистических роликов и резковатой нарезки. Бесполезный – оттого, что под Краша лучше идет космическая, природная тематика: его музыка, не укладывающаяся ни в один известный жанр, религиозна и философична до самого мельчайшего звука. Необязательно разделять вкусы рэперов – любителей словечек вроде "флоу" и "качает" - для того, чтобы захотеть услышать игру Краша вживую. Среди зрителей были девочки в сари, техномальчики, дредастые растафари и аккуратные любители брит-попа. Краш объединил их всех – японец от рождения, гражданин мира по призванию. Наверное, мы просто слишком мало знаем о его родине?
Послевкусие
Редакция "Дней.Ру", 28 июля, 13:00 В век Интернета мы мыслим категориями, напоминающими лист ссылок по релевантности на странице поисковых систем. Суши, Сейлор Мун, Хиросима, Акира Куросава, плазменные телевизоры, Харуки Мураками, страна "большой восьмерки" – вот нехитрый список, который произвольно выдает мозг обывателя в ответ на ключевое слово "Япония". Уровень приоритетности у всех семи понятий одинаков, и где-то в довесок ко всему отзовется гулким эхом американская баллада "Дом восходящего солнца" ("The House Of Rising Sun") группы The Animals – выражаясь сетевыми терминами, по "нестрогому соответствию". Между тем, Страна восходящего солнца может похвастаться не только своими "кавайными" аниме о школьницах и покемонах, и даже не корейско-американскими "Мемуарами гейши", а настоящей качественной музыкой, с которой равняться осмелятся только всемирно известные легенды музиндустрии.
Таким с 1992 года является Dj Krush, мастер скретча и хип-хоп продюсер из Токио. Когда в 80-х он решил заниматься диджеингом, в Японии никто не знал, что такое микшер - устройство, с помощью которого регулируют звук на студиях звукозаписи. Народная американская песня "The House of Rising Sun" упомянута неслучайно – именно в это время в Штатах начинали свое движение хип-хоп мастера, еще только ощупывающие винил как инструмент и речитатив как уличный способ создания музыки. К тому времени как Краш начал свою сольную карьеру, ямайцы уже двадцать лет играли даб, дав толчок хип-хопу и трип-хопу, а калифорниец Dj Shadow (один из создателей UNKLE) только разменял третий десяток. Кстати, Краш имеет отношение ко всем семи понятиям, которые выдает наш внутренний "поисковик": что касается аниме и фильмов, то в 2004-м Краш написал саундтрек к "Arakimentari", документальной картине очень известного японского фотографа Араки. Кроме того, Краш – очень успешный хип-хоп продюсер, что само по себе - неплохое подтверждение экономического успеха одной из стран "большой восьмерки". Его собственное обращение с хип-хопом – настоящим американским стилем – настолько мощное и профессиональное, что это можно считать своеобразной музыкальной Хиросимой наоборот. Беда большинства представителей неамериканского хип-хопа заключается в их неизбирательности и вторичности: они без особого основания копируют своих предшественников из Бронкса, надевая широкие штаны и рассказывая о гангстерских разборках, характерных для Западного побережья. Краш никогда не пытался превратить свою музыку в пародийный скетч. Да, он сотрудничал с англичанином Mo’Wax и афро-европейцами The Roots, но в его композициях всегда есть место idm (intelligent dance music, интеллектуальная танцевальная музыка) и trip-hop (это такая бристольская помесь хип-хопа, джаза, эйсид-джаза, рэгги, хауса и психоделического рока). В целом же его композиции очень национальны и напоминают сервировку японского стола: несколько простых ингредиентов вроде риса и рыбы с экзотическими листами водорослей, растительным соусом на строгом геометрическом блюде. Точная дозировка, странноватый привкус и прямое взаимодействие с вкусовыми центрами. Ценителям изысканных музыкальных блюд посвящается.