Не стареют душой ветераны
Когда Мик Джаггер загорелся идеей новой картины о концертной деятельности группы, он видел проект крупномасштабным – на гигантской сцене, в присутствии как минимум миллиона зрителей. Выходец из небольшого города на юго-востоке Англии, музыкант пожелал сделать шоу большого размаха. Впрочем, участники группы никогда не отличались скромностью, к тому же, за длинную историю коллектива фильмы о нем создавались более пяти раз. Причем с самой первой картины The Rolling Stones не могли пожаловаться на плохих режиссеров – за сюрреалистическое "Сочувствие дьяволу" взялся классик кинематографа Жан-Люк Годар. Правда, за свое видение он получил нагоняй от продюсеров, и фильм пришлось урезать.Когда Мартин Скорсезе, счастливый при мысли о сотрудничестве с любимой группой, согласился на предложение фронтмена роллингов, мечты музыканта о многолюдной площадке пришлось отложить. Режиссеру удалось убедить группу, что он мастер интимного кино, и местом действия их совместного фильма стал небольшой зал нью-йоркского Beacon Theatre. Гитарист Кит Ричардс прежде на этой сцене выступал со своей командой и сразу одобрил выбор Скорсезе, заодно уговорив и коллег. Сам Скорсезе появляется в кадре несколько раз, оставляя о себе впечатление легкого помешательства: зритель видит его суетливым бормочущим толстячком, который безуспешно пытается внести в происходящее какую-то логику. На контрасте с режиссером музыканты совсем не переживают, остаются практически равнодушны к процессу, откладывают подготовку к шоу на последний момент, спорят с Мартином и вообще ведут себя, как непослушные дети. Иными словами, с тех времен как Джаггера и Ричардса арестовывали за наркотические дебоши и сексуальные оргии, порядок вещей в их мире ни на дюйм не поменялся, так что эти шалости выглядят совершенно нормально. Как рассказывают создатели фильма, к сет-листу Rolling Stones подошли очень ответственно, все время советовались с Мартином, их главным поклонником, и в итоге даже сыграли "The Evening Of The Day", которую в свое время отдали альтернативщикам Supergrass и поп-певице Мэрианн Фейтфул – потому что стеснялись трогательной лирики, как признался сам Джаггер. Что самое странное, самая популярная композиция на международном сайте lastfm – "Paint It Black" – в этот список не вошла. Возможно, дело в черной славе "Paint It Black": после релиза в 1966 году песня долго ассоциировалась с вьетнамской войной. Видимо, это такая попытка избежать возможных нападок пацифистов, и в этой связи романтическое кантри "Far Away Eyes" 1978 года было в их выступлении более уместно. В нарезках из старых интервью музыканты предстают слегка туговато мыслящими, но на разные лады толкующими одно: планов на будущее они не строят, удивляются уже приобретенной популярности, но вполне представляют себя 60-летними стариками в той же ипостаси, что и в 1968 году. В более поздних записях обкуренный Джаггер рассказывает Ричардсу, что никогда не бастовал против церкви, а Ронни Вуд и Кит Ричардс выясняют, кто из них круче владеет гитарой. Таких вставок будет в "Shine A Light" очень мало, поэтому наблюдать музицирование нестареющих роллингов во время концерта 29 октября и 1 ноября 2006 года можно примерно 100 из 122 минут записи. Надо отдать должное качеству звука – он настолько отчетлив, что у зрителя моментально образуется эффект присутствия. К сожалению, ни российские, ни американские прокатчики не потрудились сделать субтитры песен – энергетически насыщенному вокалу Джаггера так и хотелось подпевать.