Мартин Скорсезе спелся с The Rolling Stones

None
Авт
ор оскароносных "Отступников" Мартин Скорсезе и британские рокеры The Rolling Stones объединились, чтобы снять фильм о группе "Да будет свет" ("Shine A Light"). Дни.Ру в рубрике КИНОВСКРЫТИЕ изучили их совместный эксперимент и вспомнили опыт предшественников.

Не стареют душой ветераны

Когда Мик Джаггер загорелся идеей новой картины о концертной деятельности группы, он видел проект крупномасштабным – на гигантской сцене, в присутствии как минимум миллиона зрителей. Выходец из небольшого города на юго-востоке Англии, музыкант пожелал сделать шоу большого размаха. Впрочем, участники группы никогда не отличались скромностью, к тому же, за длинную историю коллектива фильмы о нем создавались более пяти раз. Причем с самой первой картины The Rolling Stones не могли пожаловаться на плохих режиссеров – за сюрреалистическое "Сочувствие дьяволу" взялся классик кинематографа Жан-Люк Годар. Правда, за свое видение он получил нагоняй от продюсеров, и фильм пришлось урезать.

Зритель видит Скорсезе суетливым, бормочущим толстячком, который безуспешно пытается внести в происходящее какую-то логику

Когда Мартин Скорсезе, счастливый при мысли о сотрудничестве с любимой группой, согласился на предложение фронтмена роллингов, мечты музыканта о многолюдной площадке пришлось отложить. Режиссеру удалось убедить группу, что он мастер интимного кино, и местом действия их совместного фильма стал небольшой зал нью-йоркского Beacon Theatre. Гитарист Кит Ричардс прежде на этой сцене выступал со своей командой и сразу одобрил выбор Скорсезе, заодно уговорив и коллег. Сам Скорсезе появляется в кадре несколько раз, оставляя о себе впечатление легкого помешательства: зритель видит его суетливым бормочущим толстячком, который безуспешно пытается внести в происходящее какую-то логику. На контрасте с режиссером музыканты совсем не переживают, остаются практически равнодушны к процессу, откладывают подготовку к шоу на последний момент, спорят с Мартином и вообще ведут себя, как непослушные дети. Иными словами, с тех времен как Джаггера и Ричардса арестовывали за наркотические дебоши и сексуальные оргии, порядок вещей в их мире ни на дюйм не поменялся, так что эти шалости выглядят совершенно нормально. Как рассказывают создатели фильма, к сет-листу Rolling Stones подошли очень ответственно, все время советовались с Мартином, их главным поклонником, и в итоге даже сыграли "The Evening Of The Day", которую в свое время отдали альтернативщикам Supergrass и поп-певице Мэрианн Фейтфул – потому что стеснялись трогательной лирики, как признался сам Джаггер. Что самое странное, самая популярная композиция на международном сайте lastfm – "Paint It Black" – в этот список не вошла. Возможно, дело в черной славе "Paint It Black": после релиза в 1966 году песня долго ассоциировалась с вьетнамской войной. Видимо, это такая попытка избежать возможных нападок пацифистов, и в этой связи романтическое кантри "Far Away Eyes" 1978 года было в их выступлении более уместно. В нарезках из старых интервью музыканты предстают слегка туговато мыслящими, но на разные лады толкующими одно: планов на будущее они не строят, удивляются уже приобретенной популярности, но вполне представляют себя 60-летними стариками в той же ипостаси, что и в 1968 году. В более поздних записях обкуренный Джаггер рассказывает Ричардсу, что никогда не бастовал против церкви, а Ронни Вуд и Кит Ричардс выясняют, кто из них круче владеет гитарой. Таких вставок будет в "Shine A Light" очень мало, поэтому наблюдать музицирование нестареющих роллингов во время концерта 29 октября и 1 ноября 2006 года можно примерно 100 из 122 минут записи. Надо отдать должное качеству звука – он настолько отчетлив, что у зрителя моментально образуется эффект присутствия. К сожалению, ни российские, ни американские прокатчики не потрудились сделать субтитры песен – энергетически насыщенному вокалу Джаггера так и хотелось подпевать.

Театр уж полон

"Роллинг Стоунз" - одна из тех немногих групп, которые на протяжении 40 лет остаются на сцене в своем первоначальном составе. Причина этого в том, что они не боятся меняться и экспериментировать и играют, пока хочется играть, хотя их доходы давно уже превысили 88 миллионов долларов в год. В России тоже есть свои рокеры, но большинство из них остаются верными однажды выбранному направлению и в угоду принципу консервации поют все те же гаражные песни вот уже много лет – с незначительными изменениями. Стартовавшие как андеграундные исполнители, они и по сей день остаются любимцами давно вышедших из моды субкультур, а своими шоу не могут в одиночку собрать более-менее крупных площадок. Земфира, которая, страшно подумать, известна публике уже почти 10 лет (ее первый альбом вышел в 1999 году), за это время успела сыграть и в стиле брит-рок, и интеллектуальное инди, и металл, и арт-рок, и этнику. При этом певица умудрилась остаться востребованной, и если к ее музыке можно применить термин "попса", то лишь в связи с популярностью и высоким качеством сведения пластинок. Ее концерт 8 июня 2007 года в "Зеленом театре" (ЦПКиО им. Горького), вмещающем до 15 тысяч человек, стал основой полнометражного фильма арт-дивы Ренаты Литвиновой "Зеленый театр в Земфире" – первой отечественной картины, построенной на материале одного выступления. Перемежающееся с черно-белыми записями откровенных интервью Рамазановой, яркое шоу приобретает оттенок чего-то очень личного, несмотря на толпы зрителей, в дождь пришедших на концерт. В отличие от того, что в молодости говорили на камеру The Rolling Stones, тридцатилетняя Земфира Рамазанова четко знает, что она на своем месте и что петь собирается очень долго – об этом она повествует в беседе с Литвиновой. Учитывая постоянное самосовершенствование и творческий рост певицы с момента основания группы "Земфира", в это легко верится.

В фильме также снимались

Судя по всему, съемка фильмов, базирующихся на одном концерте, становится потребностью каждого музыканта или группы, которая достигает определенного уровня признания. Совсем недавно, 1 мая 2008 года, в России вышел фильм-концерт об ирландцах U2. Преимуществом и одновременно недостатком картины является то, что она снята на суперсовременные камеры 3D, отчего изображение кажется объемным и смотреть его можно только в специально оборудованных кинотеатрах. В качестве темы был выбран южноамериканский гастрольный тур U2 "Vertigo", в который вошли 15 самых популярных песен группы. Счастливчикам, успевшим посмотреть фильм в немногих московских и питерских кинозалах, обладающих техникой для демонстрации кино в 3D, удалось наблюдать отменный визуальный аттракцион со звуком высшего качества.

Шоу-бизнес в Telegram