Книжный прорыв в Интернете

None

Производство российских литературных бестселлеров может быть делом прибыльным, модным и высокотехнологичным. Это показывает опыт работы издательства "Популярная литература", авторы которого не прячутся от пиратов и читателей, выкладывая в открытом доступе свои произведения.

Пиратам нечего воровать

"Популярная литература" появилась в 2007 году, успев за короткий срок выпустить "Метро 2033" и "Сумерки" Дмитрия Глуховского, "Нефть" Марины Юденич, "Гастарбайтер" Эдуарда Багирова, "Спираль Ксении Собчак" Сумерка Богов, "Шпион" Павла Астахова, "В Париж на выходные" Пако Арайи и "Завещание ночи" Кирилла Бенедиктова. Все они, как и заявлено в миссии издательства, в короткий срок стали бестселлерами. Совсем недавно чтение книг было немодным и непрогрессивным занятием. Продажи книжных магазинов упали, библиотеки потеряли большую часть своих посетителей, а молодежь перешла на чтение Интернета и журналов. Собственно, с помощью интернет-технологий "Популярная литература" намерена сделать чтение книг модной тенденцией, ведь русские традиционно считаются самой читающей нацией в мире. Пожалуй, наиболее спорным и революционным шагом издательства стало выкладывание полных текстов только что изданных книг в Сеть. Пока авторы во всем мире безуспешно борются с пиратами, "Популярная литература" сделала ход на упреждение: как можно украсть то, что никто не прячет? Что касается авторских прав, то сами писатели от такой акции ничего не теряют, свои финансовые и юридические вопросы они изначально решили с издательством, передав ему все права на использование текстов. Однако мнения насчет целесообразности такого шага разделились. Одни считают, что возможность бесплатно скачать книгу в Интернете снизит реальные продажи изданий. Другие парируют – как правило, в Сети читатель только знакомится с произведением, и если оно ему интересно, то книга приобретается в традиционном бумажном варианте. Этот способ привлечения внимания к произведению уже был успешно опробован на фантастическом романе Дмитрия Глуховского "Метро 2033", который изначально по главам выкладывался на сайте писателя. Его общая аудитория составила 600 тысяч человек, но это не помешало продать уже почти 250 тысяч экземпляров бумажного варианта книги. Есть и мировой опыт "самопиратства". Бразильский писатель Пауло Коэльо уже несколько лет выкладывает отрывки из своих книг в блоге Pirate Coelho. Вот что пишет об этом интернет-журнал "Вебпланета": "В качестве примера успешности такого метода продвижения искусства в массы Коэльо приводит именно Россию. По его словам, в 2001 году публикация его романа "Алхимик" в открытом доступе увеличила количество продаж с одной тысячи до 100 тысяч экземпляров в год". Кстати, возможность бесплатно прочитать книгу существовала и до появления пиратов, для этого работает развернутая сеть библиотек. Однако никому не приходит в голову обвинять библиотеки в сбивании покупательского спроса в книжных магазинах.

Книжный видеопроект

Издательство работает, что называется, на стыке жанров. Совместно с интернет-телевидением "Russia.ru" сделано несколько интервью писателей, а из романа известного адвоката Павла Астахова "Шпион" издательство делает полноценный творческий проект. "Мне предложили сделать из "Шпиона" видеокнигу, - говорит адвокат. - Я буду по маленькой главке, по 4-5 минут, читать текст, и мы будем каждую неделю выкладывать их на Russia.ru. Это будет новый формат".

Шоу-бизнес в Telegram