Кто станет убийцей человечества

None

Имя М.Найта Шьямалана окружает ореол "сумасшедшего гения от режиссуры", мастера напряженных и психологически запутанных сюжетов, неожиданных развязок. В специальной рубрике КИНОПРОБЫ новый стиль работы режиссера в фильме "Явление" оценивали Дни.Ру и первые российские зрители, побывавшие на премьере. О чем: в один из ничем не примечательных дней в Центральном парке Нью-Йорка происходит страшное и странное явление – обыкновенные люди, которые только что гуляли с детьми или читали книгу, начинают убивать сами себя. Спокойно и безжалостно, словно забыв про то, что у каждого человека есть инстинкт самосохранения. Затем то же самое повторяется в другом месте. Потом – в другом городе. Паника, порожденная загадочностью и противоестественностью происходящего, захлестывает все северное побережье Америки, и люди, спасаясь от опасности, начинают убегать из крупных городов. Бегут и главные герои фильма: учитель естествознания Элиот Мур со своей женой Элмой и его коллега-математик Джулиан с маленькой дочкой Джесс. У каждого из них свои страхи и проблемы: Элиот беспокоится из-за разваливающегося брака, Джулиан думает о жене, задержавшейся в городе, Элма не находит себе места из-за мыслей о намечающемся у нее романе "на стороне". Сбитые с толку и растерянные, они пытаются уехать из зоны поражения, но по воле обстоятельств оказываются в сельской местности, едва ли не в эпицентре происходящих событий. Постепенно, со все возрастающим ужасом, герои начинают понимать, что массовые самоубийства - это не террористический акт, не правительственные эксперименты, это – дело рук самой природы, ополчившейся на человека.

Что новенького: М.Найт Шьямалан предлагает на суд общественности несколько оригинальных и, несомненно, не имеющих аналогов способов покончить с собой.
Где-то мы уже это видели:… и неоднократно. Кинофабрика настолько часто производит фильмы, в которых человечество гибнет, страдает и вырождается, что еще одна попытка показать Самый Последний День воспринимается с обреченной покорностью.
Фильмы из этой серии: "Армагеддон", "Послезавтра", "Я-легенда", все фильмы, где человечеству грозит тотальное уничтожение.

Фильм о том, как планета взбунтовалась против человека, заранее обречен на сравнения со своими предшественниками. Какие только кинобедствия с легкой руки режиссеров не сваливались на головы несчастному населению Америки: просыпались вулканы, наступал новый ледниковый период, на простых жителей начинали охотиться насекомые-мутанты, непонятные вирусы уносили тысячи жизней. Жанр фильма-катастрофы и близкий ему по духу жанр апокалипсиса разработан "фабрикой грез" детально, и сейчас основной упор создатели почти всегда делают на имя кинозвезды и спецэффекты.

Шьямалан, будучи Шьямаланом, пошел по другому пути. Эффектных взрывов с рушащейся Статуей Свободы в его фильме нет. Звезды первой величины – тоже, хотя подбор актеров нестандартен и интересен. Марк Уолберг, номинант на "Оскар", и Зуи Дешанель, сыгравшие семейную пару Муров, были, таким образом, поставлены перед задачей передать ощущение катастрофы одним исполнительским мастерством, не рассчитывая на поддержку специалистов по спецэффектам.

Потому что фильм – и в этом кроется его двойное дно – рассказывает не столько о катастрофе, сколько о людях, которые пытаются с ней справиться. В идеально простой, линейный сюжет о том, как три человека бегут от смерти, режиссер захотел вместить немыслимое количество подсюжетов: семейную драму, философствование об экологической катастрофе, психологический "ужастик" с комедийным элементом.

Надо признаться, результат обескураживает. Вроде бы и страшно наблюдать за тем, сколькими способами человеческая особь может лишить себя жизни, но эффект все нарастающего ужаса рассеивается после прослушивания диалогов между героями, которые звучат неестественно, а иногда и нелепо. Динамика и быстрота действия, которые, по словам Шьямалана, были необходимы для данного сюжета, оглушают – все быстро начинается, быстро происходит и потом… ничего не случается. Кульминации в рассказанной фильмом истории нет.

Возможно, это режиссерский трюк – показать, как боялись и страдали люди один день в своей жизни. В таком случае нераскрытой и неполной остается тема о противостоянии человека и природы. Где-то в процессе создания фильма Шьямалан потерял свой фирменный стиль, заставляющий зрителя думать, но взамен не приобрел "гладкости", стремительности действия, которые иногда захватывают больше, чем идея и смысл. Фильм балансирует на грани между жанрами, до конца не отдавая предпочтения ни одному из них, и именно это делает его неоднозначным.

"Явление" кажется очень насыщенным и одновременно очень пустым – фильм не дает ответов, не поднимает вопросов. Поклонникам Шьямалана понравится, поскольку фильм проникнут той особой, напряженной атмосферой загадочности, присущей именно этому режиссеру. Остальные, по мнению Дней.Ру, посмотрят – и забудут.

Алиса, зритель из зала: Я ожидала чего-то другого. Иногда было страшно, иногда смешно – такой истерический смех, знаете. Намешано здесь всего, конечно, но режиссер такой необычный, так что предвкушалось что-то более сложное.

Дмитрий и его жена Наталья, зрители из зала: Неплохой фильм, много действия, запугивали нас умело, были моменты, когда просто вздрагивал от испуга. Раздражала главная героиня. Наталья: А мне понравилось. Тут важнее не действие, а эмоция, я думаю. Очень четкий фильм, на одном дыхании смотрится, и страшно не потому, что какой-то монстр за углом притаился, а потому, что тебя убивают безобидные растения, не из-за злобы или ненависти, а просто защищаясь от человека. И диалоги, хотя и кажутся иногда нелепыми, очень правдивы – человек в минуту опасности редко говорит пафосно. Хороший фильм.

ДНИ в Telegram