Быть или не быть собой
В конкурсную программу аккуратно вписался проект "Премьеры Александринского театра в Москве". Вошли туда пять спектаклей. Три поставлены в последние годы Валерием Фокиным: "Живой труп", "Двойник" и "Женитьба".А начнется Александринский марафон спектаклем Андрея Могучего "Иваны", где, помимо прочих достоинств, потрясающая работа художника. Питерский десант подкрепляют еще два спектакля. Постоянный участник "Маски" Лев Додин показывает "Жизнь и судьбу" по роману Василия Гроссмана - мощнейшую работу, готовившуюся пять лет: история страны на фоне истории семьи. Все роли сыграны превосходно. Картину довершает "Иванов" в постановке Александра Баргмана и Анны Вартаньян. На него рваться не стоит: спектакль бестолковый и разбросанный и любопытен лишь тем, что роскошный актер Александринки Виталий Коваленко, сыгравший Иванова, номинирован сразу за две роли – еще он сыграл Каренина в "Живом трупе" Фокина. А еще один питерский фигурант, режиссер Лев Эренбург номинируется за спектакль, сделанный им в Магнитогорском театре драмы. И "Гроза" – лучшая его работа. Удушающе страшное зрелище о людях без разума, чьим существованием управляют инстинкты, не отпускает с первой до последней минуты. Провинциальная программа включает не так уж много названий, но все работы стоит увидеть. Помимо "Грозы" тут есть прекрасный спектакль Вячеслава Кокорина "Последние" из Нижегородского ТЮЗа. Частый гость в Москве, пермский театр "У моста" привезет свою новую постановку по Мартину МакДонаху – "Сиротливый Запад". А Башкирский театр драмы им. М. Гафури покажет свою версию "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи. Несмотря на то, что прошлый московский сезон был не очень-то богат на хорошие спектакли, самое интересное в афишу попало. Пожалуй, основные претенденты на победу – "Рассказ о счастливой Москве" Миндаугаса Карбаускиса (Театр п/р Олега Табакова) и "Июль" Ивана Вырыпаева ("Практика"). Они даже похожи: два взрывных, наэлектризованных зрелища с предельно концентрированной атмосферой. И в центре – необыкновенные актрисы: в первом случае Ирина Пегова, во втором – Полина Агуреева. Среди московских работ еще есть эффектный трагический "Король Лир" Юрия Бутусова с Константином Райкиным в заглавной роли, элегантные веселые "Игроки" Алексея Левинского (театр "Около дома Станиславского"), задушевное "Самое важное" Евгения Каменьковича ("Мастерская Петра Фоменко") и жестокий кинематографичный "Человек-подушка" Кирилла Серебренникова (МХТ). Как говорится, зрелище на любой вкус.