Взрывные зрелища "Золотой Маски"

None
Фес
тиваль "Золотая Маска" предлагает весьма насыщенную программу. Главная тема многих спектаклей – отчаянная борьба сильного человека за право оставаться собой, поступать по велению своей природы… Нынешний фестиваль продлится почти три недели. Однако напряженный график просмотров стоит того. Приятно видеть удачи и крупных режиссеров – Льва Додина, Валерия Фокина, Бориса Эйфмана, и активно работающего среднего поколения. Картина получается пестрая. Но это и есть самое интересное.

Быть или не быть собой

В конкурсную программу аккуратно вписался проект "Премьеры Александринского театра в Москве". Вошли туда пять спектаклей. Три поставлены в последние годы Валерием Фокиным: "Живой труп", "Двойник" и "Женитьба".

Несмотря на то, что прошлый московский сезон был не очень-то богат на хорошие спектакли, самое интересное в афишу попало

А начнется Александринский марафон спектаклем Андрея Могучего "Иваны", где, помимо прочих достоинств, потрясающая работа художника. Питерский десант подкрепляют еще два спектакля. Постоянный участник "Маски" Лев Додин показывает "Жизнь и судьбу" по роману Василия Гроссмана - мощнейшую работу, готовившуюся пять лет: история страны на фоне истории семьи. Все роли сыграны превосходно. Картину довершает "Иванов" в постановке Александра Баргмана и Анны Вартаньян. На него рваться не стоит: спектакль бестолковый и разбросанный и любопытен лишь тем, что роскошный актер Александринки Виталий Коваленко, сыгравший Иванова, номинирован сразу за две роли – еще он сыграл Каренина в "Живом трупе" Фокина. А еще один питерский фигурант, режиссер Лев Эренбург номинируется за спектакль, сделанный им в Магнитогорском театре драмы. И "Гроза" – лучшая его работа. Удушающе страшное зрелище о людях без разума, чьим существованием управляют инстинкты, не отпускает с первой до последней минуты. Провинциальная программа включает не так уж много названий, но все работы стоит увидеть. Помимо "Грозы" тут есть прекрасный спектакль Вячеслава Кокорина "Последние" из Нижегородского ТЮЗа. Частый гость в Москве, пермский театр "У моста" привезет свою новую постановку по Мартину МакДонаху – "Сиротливый Запад". А Башкирский театр драмы им. М. Гафури покажет свою версию "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи. Несмотря на то, что прошлый московский сезон был не очень-то богат на хорошие спектакли, самое интересное в афишу попало. Пожалуй, основные претенденты на победу – "Рассказ о счастливой Москве" Миндаугаса Карбаускиса (Театр п/р Олега Табакова) и "Июль" Ивана Вырыпаева ("Практика"). Они даже похожи: два взрывных, наэлектризованных зрелища с предельно концентрированной атмосферой. И в центре – необыкновенные актрисы: в первом случае Ирина Пегова, во втором – Полина Агуреева. Среди московских работ еще есть эффектный трагический "Король Лир" Юрия Бутусова с Константином Райкиным в заглавной роли, элегантные веселые "Игроки" Алексея Левинского (театр "Около дома Станиславского"), задушевное "Самое важное" Евгения Каменьковича ("Мастерская Петра Фоменко") и жестокий кинематографичный "Человек-подушка" Кирилла Серебренникова (МХТ). Как говорится, зрелище на любой вкус.

Крылья, ноги и голоса

Довольно часто при сравнении музыкального и драматического списков номинантов создается впечатление, что с оперой и балетом дело у нас обстоит лучше, чем с драмой. Оперный перечень участников включает одиннадцать названий, балетный – девять. Среди оперных номинантов надо обратить внимание на двух "Евгениев Онегиных". Оба они московские: сдержанный, лирический спектакль Александра Тителя (Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко) и страстный, горячий – Дмитрия Чернякова (Большой театр). Конечно, их можно увидеть и вне фестиваля, но тогда не будет возможности смотреть подряд и сравнивать. Большой представляет на конкурс еще "Бориса Годунова" - оперный дебют киноклассика Александра Сокурова, и целых четыре балета. Один полнометражный - пиратский "Корсар" со звездным составом, множеством восхитительных вариаций и настоящим кораблекрушением в финале, и три одноактовки - "В комнате наверху", "Милосердные" и "Класс-концерт". В балетной афише, как и в оперной, есть повторяющиеся названия. Например, две "Чайки", одна другой экзотичнее: московская поставлена легендарным Джоном Ноймайером, а петербургская – Борисом Эйфманом. Сходная интерпретация сюжета (переведение из литературно-театральных реалий в балетные) и абсолютно разный подход к движению. Заочную дуэль хореографов никак нельзя пропустить.

Шоу-бизнес в Telegram