Москва откроет тайну "Золотого руна"

None
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка "Золотое Руно" 1906–1909. У истоков авангарда", которая продлится до 11 мая. Куратор – Ида Гофман. Это один из главных и наиболее масштабных проектов Третьяковской галереи в текущем выставочном сезоне. И слово "проект" здесь абсолютно к месту. Потому как первое, что должен сделать посетитель выставки, это определить, что, собственно, ему показывают.

Мы сочувствуем всем, кто работает для обновления жизни, мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя

Истоки русского авангарда? Да – представлены Врубель, Борисов-Мусатов, Сапунов, Ларионов, Гончарова, Петров-Водкин, Машков, Тархов, Павел Кузнецов и др. Но зачем тогда вывешена здесь графика и живопись Александра Иванова или Венецианова? Представление художественной школы (школ)? Но как сложить школу из таких разных художников, как Борисов-Мусатов, Фальк, Ларионов, Петров-Водкин, Павел Кузнецов и т. д. – на стендах и "мирискусники", и импрессионисты, и "голуборозцы", и "бубновалетцы", и пуантилисты, и тут же – вполне на месте – Николай Ге. Да и не только живопись выставлена и графика – на стендах лежат номера журналов, образчики книжной графики, мебель из дома Рябушинского, лежит под стеклом многострадальная книжка стихов Бальмонта, за которую Рябушинского таскали в цензурный комитет. И еще одна особенность этой выставки: как минимум треть выставленных работ хорошо знакомы нам из постоянной экспозиции Третьяковки, Пушкинского музея и Эрмитажа. И тем не менее перед нами действительно оригинальный и масштабный проект – попытка представить образ ("концепт" или "собрание концептов") нового искусства в том виде, в каком он был выработан в начале века деятельностью – издательской и выставочной – журнала "Золотое Руно" и который, в свою очередь, определил развитие русского искусства в ХХ веке.

Чужой среди своих

В книге о Марке Шагале есть эпизод, в котором 90-летний художник, вспоминая друзей своей нищей парижской молодости, назвал неведомое сегодня никому имя и с неутихшим за долгую жизнь недоумением и сокрушенностью добавил: "Вот кто был настоящий художник. Не я, нет. Художником был он. Но… не повезло". Не повезло в чем? А в том, что тогдашние "аргонавты", составлявшие контур современного искусства, прошли мимо его творчества. Вот и все. Увы, искусство творится не только художниками, но и, простите, наличием рядом талантливого и ответственного перед временем и искусством арт-менеджера. И как бы ни морщились современники от своеобразия личности редактора и издателя "Золотого Руна" Николая Павловича Рябушинского (1877–1951), но именно он обнаружил конгениальность той ситуации, которая сложилась в русской художественной жизни начала ХХ века.

Увы, искусство творится не только художниками, но и, простите, наличием рядом талантливого и ответственного перед временем и искусством арт-менеджера

А фигура, надо сказать, была неординарная. Выходец, точнее "заблудшая овца", из влиятельнейшего рода русских купцов и промышленников, кутила, картежник, литератор и художник-дилетант, жизнь которого похожа на роман – бурные отношения с певицей-француженкой, сопряженные с бешеными тратами, путешествия по миру, издательская и выставочная деятельность в Москве, неимоверное богатство до революции и статус почти совслужащего (консультанта и оценщика художественных произведений) в первые послереволюционные годы. Ну а затем эмиграция, где, как сказано на стенде, посвященном Рябушинскому, он прожил "яркую бурную жизнь, в которой было немало взлетов и падений, переходов от блестящего положения в обществе и широкого признания к полной нищете и забвению". И именно этому человеку суждено было остаться в истории одним из великих русских арт-менеджеров прошлого века – весь свой монументальнейший проект с журналом "Золотое Руно" и выставками, во многом определивший будущее русского искусства, создал именно этот человек, и всего-то за три года. Рябушинский, как вспоминал позднее кн. Сергей Щербаков, "мог бы сойти за обычного "купчика-голубчика", кутилу… если бы в нем не была заложена все же какая-то сумбурная, но несомненная талантливость. Эта талантливость расплескивалась по-московски в проявлениях самых экстравагантных затей с ориентацией на красоту. Последнюю он чувствовал интуитивно, подчас довольно метко".

Эклектика как концепция

Про "Золотое Руно" в сегодняшних энциклопедических справочниках пишут четко и определенно: концепция издания заключалась в том-то и том-то… В частности, в "противопоставлении эстетизму и индивидуализму "Весов" понимания искусства как религиозно-мистического "соборного" действия". В реальной же практике "Золотого Руна" все это было, слава Богу, не так. Очень трудно совместить, скажем, ту же "русскую соборность" с творчеством Гончаровой или Фалька. Журнал этот с самого начала был в меру эклектичным, в меру идеологическим. Какой-либо строгой, заранее заготовленной концепции современного искусства, которой бы определялся выбор, скажем, живописного материала, здесь не было. Наоборот, выбранные по "принципу новой Красоты", точнее, по художественному чутью мецената-издателя, артефакты для репродуцирования в журнале и для выставок как раз и выстраивали постепенно концепцию. "Аргонавты" искали и находили то, что не подлежит времени и ситуации, отсюда обращение журнала к поэтике русской иконы, к русской живописи XVIII–XIX веков. Это была очередная попытка заново найти само "вещество живописи".

ДНИ в Telegram