"Без цензуры": кино, которое убивает

None
В р
оссийский прокат вышел антивоенный фильм Брайана Де Пальмы "Без цензуры", стилизованный под документальное кино. Картина вызвала сильнейшую критику со стороны консервативных кругов США. Популярный телеведущий телеканала Fox Билл О'Рейли в статье "Может ли кино убивать?" заявил, что такие фильмы наносят ущерб стране. По его мнению, американские военные занимаются в Ираке важной, благородной работой, и нельзя проецировать эпизоды вроде пыток в тюрьме "Абу-Грейд" на всю иракскую кампанию. Тем не менее, представленный на кинофестивале в Венеции фильм "Отредактировано" (в российском прокате "Без цензуры") получил Серебряного льва за режиссуру и награду "Цифровое кино будущего".

Бюджет не имеет значения

"Без цензуры" – фильм художественный, но поставлен по мотивам реальных событий. Пятеро американских военнослужащих изнасиловали несовершеннолетнюю иракскую девочку, убив потом всю ее семью. Преступники предстали перед судом и получили пожизненные сроки. Фильм же по этим событиям состоялся после того, как представители компании HDNet Films, активно продвигающей цифровое кино, предложили Де Пальме пять миллионов долларов под любой его проект.

В американских гопниках, посланных защищать американские интересы, на пьяную голову просыпается желание насиловать и убивать

Де Пальма – один из крупнейших американских режиссеров. Он работал в жанре фильма ужасов, триллера, шпионского боевика, гангстерской саги. Огромной популярностью пользовались его фильмы "Лицо со шрамом" (1983) и "Миссия невыполнима" (1996). Социальный хоррор "Кэрри" (1976) является одним из самых удачных перенесений на киноэкран произведения Стивена Кинга. И вот, получив карт-бланш на съемку от HDNet Films, Де Пальма ставит свой самый экспериментальный и одновременно очень характерный для него фильм, полемизируя, по большому счету, со своим же вьетнамским фильмом, да и с самой системой голливудского кинопроизводства. Режиссер смешивает сразу несколько методов киносъемки: это и модная сейчас манера выдавать происходящее на экране за любительскую съемку от первого лица, и стилизация под французский документальный фильм о буднях американских военных, и телевизионные репортажи арабского телеканала, и ролики, размещенные на интернет-сайтах, и видеоконференция, и видео с камер слежения.

Охотники за головами, наемные убийцы и предатели

Главный герой фильма, италоамериканец (также как и сам Де Пальма) Энжел Салазар проходит срочную службу в Ираке и мечтает стать кинооператором. Его видеозарисовки военной службы должны помочь ему поступить на обучение по специальности. Вот мы видим его сослуживцев: это простоватые парни из бедных семей, в основном не обремененные интеллектом. Пыль, жара, враждебное окружение. Постоянное состояние настороженности, доводящее до нервного исступления. Нескрываемое желание побыстрее уехать отсюда. Убогий быт. Порножурналы и покер в качестве единственного развлечения. Мина-ловушка, от которой погибает бывалый сержант-негр. Солдаты расстреливают легковой автомобиль, пытающийся проехать через блокпост без осмотра. Оказалось, что не понявший приказ остановиться водитель вез роженицу в больницу. Мать и ребенок погибают. Но событие совершенно не заставляет задуматься или раскаяться его виновника. И дальше – только хуже. В американских гопниках, посланных защищать американские интересы, на пьяную голову просыпается желание насиловать и убивать. Убийцы на допросах пытаются прикрыться псевдопатриотической риторикой. А сам вид воинского контингента - больше по своему моральному разложению, сомнению в своей миссии и расхлябанности - отсылает к сценам из классических фильмов про Вьетнам. Звезды и полосы не реют за их спинами. Возвращение на Родину подразумевает курсы лечения у психотерапевта. Собственно, фильм и задевает именно тем, что американские солдаты выглядят скорее как беспринципные или слабовольные герои военного боевика категории "Б". Заканчивается "Без цензуры" пессимистично: собравшиеся в ресторане американцы восторженно хлопают рыдающему на плече у подруги герою войны. Шоу продолжается.

ДНИ в Telegram