Несгибаемый коммунист в рясе

В историю советской культуры журнал "Юность" вошел как издание, в котором можно было прочесть то, что другим публиковать не рекомендовалось. Одним из самых известных главных редакторов журнала был писатель Борис Николаевич Полевой. Именно ему "Юность" обязана своей славой. Столетний юбилей литератора отметили на удивление скромно - в Твeри провели конференцию и выставили стенды с фотографиями писателя. Борис Николаевич вошел в историю своей знаменитой замечательной "Повестью о настоящем человеке", которая еще при жизни автора изучалась в школьном курсе литературы и стала основой либретто оперы Сергея Прокофьева, шедшей во многих оперных театрах СССР. Режиссер Столпер поставил на "Мосфильме" картину, в которой роль летчика Алексея Маресьева (Мересьева в книге) блистательно сыграл Павел Кадочников.

Коммунист-семинарист

Полевой – несгибаемый писатель-коммунист, твердо и без раздумий принимавший идеалы социалистического общества. Истоки этой твердости, крепости, силы духа нашлись во… Владимирской духовной семинарии. Сам автор "Повести о настоящем человеке" пошел в первый класс школы незадолго до закрытия всех богословских учебных заведений дореволюционной России, а вот его многочисленные предки вышли как раз из семинарской среды. Более того, в семье Полевого писательский труд оказался занятием вполне привычным…

Интересно происхождение фамилии писателя. Полевых никогда не существовало. Фамилии или фамильные прозвища в среде православного духовенства появились довольно поздно – в середине XVIII столетия, а в среде крестьянства и того позднее – в канун отмены крепостного права. Обыкновенно будущим пастырям фамилии даровались при поступлении в училища, готовившие духовенство низшего звена. Тех, кто показал заметные успехи в учебе, переводили в губернские духовные семинарии, иной раз и при этом переходе меняя фамилии, ну а уж для окончивших семинарский курс наук среди первых открывалась дорога в духовные академии и к высшим духовным званиям.

Предка писателя Полевого везли в училище по полю. В честь латинского слова campus ("поле") он и стал Камповым. Именно под этой фамилией в 1927 году он и выпустил свою первую свою книгу "Мемуары вшивого человека". Чуть позже на пути писателя встретился редактор, который посоветовал Борису Николаевичу перевести свою латинскую фамилию на русский язык. Так появился псевдоним Полевой.

Чуждый элемент

Борис Кампов рано потерял отца, работавшего юристом, так что о своих предках знал немного и предпочитал особенно не распространяться. В первые десятилетия советской власти происхождение полагалось иметь пролетарское. "Чуждый классовый элемент" имел самые широкие права на ссылку в Соловки или прямо на Бутовский полигон.

Будущего писателя воспитывала мать, врач по профессии, и отцовская библиотека. Духовенство имело обыкновение собирать хорошие книги, и семья Камповых не стала исключением. Писательство оказалось в крови у Камповых. Сам Борис Николаевич, предпочитал не вспоминать особенно, что его прямой предок, прапрадед по отцовской линии, был известным провинциальным поэтом и духовным писателем.

Вероятно, переезд семьи из Москвы в Тверь, последовавший вскоре после рождения будущего писателя, спас его от всех прелестей "пролетарского преследования по классовому признаку", а крепкие литературные и духовные традиции рода позволили стать Борису Николаевичу Полевому заметным явлением в литературном и культурном пространстве всего бывшего Советского Союза.

Автор статьи – Алексей Буторов

ДНИ в Telegram